ФСБ заработает $239 млн

Е. Стецко
Е. Стецко

Разработкой Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкогольной продукции (ЕГАИС, о ее устройстве см. врезку) занималось ФГУП “Научно-технический центр “Атлас”, подведомственное Федеральной службе безопасности России (ФСБ). От официальных комментариев в “Атласе” отказываются. Устанавливают и обслуживают ЕГАИС подрядчики “Атласа”: в Москве это ООО “СМ Трейд”, в Санкт-Петербурге – ООО “Компания “Кристалл Сервис”. В обеих компаниях вопросы “Ведомостей” также оставили без ответа. Поэтому, чтобы примерно оценить затраты на ЕГАИС, “Ведомостям” пришлось провести опрос экспертов и участников рынка.

Ликероводочному и спиртовому предприятию установка ЕГАИС обходится на первом этапе в 1,5 млн руб., говорит представитель Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. Эта сумма включает приобретение оргтехники, программного обеспечения и принтеров для штрих-кодирования акцизных марок. По словам представителя группы “Русский алкоголь” Жанны Олейник, система обошлась их предприятию “Топаз” в 1,3 млн руб. При этом за саму программу и ее установку пришлось заплатить более 100 000 руб., за оборудование, приобретенное у ООО “СМ Трейд – Внедренческий центр”, – около 1,2 млн руб. Еще 93 000 руб. ежемесячно “Топаз” должен платить за обслуживание ЕГАИС напрямую “Атласу”. Представитель алкогольной группы “Синергия” Андрей Малафеев сообщил, что его предприятиям “Уралалко” и “Алвиз” система уже обошлась по 1,5 млн руб. плюс по 30 000 руб. в месяц за обслуживание. Представитель группы “ОСТ” Алексей Берестовский говорит, что их Черноголовскому заводу ЕГАИС обошлась примерно в 2 млн руб. (без учета установки счетчиков спирта), в том числе 81 000 руб. компания заплатила “Атласу” за программное обеспечение; ежемесячное обслуживание – 50 000 руб. Гендиректор самарского комбината “Родник” Александр Милеев оценивает затраты на нее в 550 000 руб. Из них 250 000 руб. – на программное обеспечение и установку системы. За обслуживание – 70 000 руб. в месяц.

Таким образом, ликероводочные и спиртовые заводы должны потратить на ЕГАИС от 550 000 руб. до 2 млн руб., т. е. в среднем порядка 1,3 млн руб., а ежемесячная плата составляет от 30 000 руб. до 93 000 руб., в среднем – 60 000 руб. По данным СПАП, в России около 390 производителей ЛВИ и 180 спиртзаводов. Они заплатят за систему 741 млн руб. плюс 410 млн руб. за обслуживание в год.

Оптовым торговцам ЕГАИС достается дешевле. Крупным операторам потребуется заплатить до 100 000 руб. за оборудование (сканер, принтер, монитор, системный блок), рассказывает Виктор Алексеев, гендиректор дистрибуторской компании “Кристалл-Лефортово”.

По его словам, ежемесячное обслуживание системы оптовику обходится в 21 000 руб. Гендиректор группы компаний “Матрица” (торгует алкоголем) Тимур Гизатуллин говорит, что его компания потратила на ЕГАИС около 59 000 руб., ежемесячная плата за сопровождение – 29 100 руб. В новосибирской оптовой компании “Калибр” на нее потратили 90 000 руб., рассказывает директор по продажам Владислав Домашинский, ежемесячное обслуживание – 30 000 руб. Вице-президент по коммерции и маркетингу ГК “Вестор” (крупный оптовик) Татьяна Савинова говорит, что внедрение ЕГАИС обошлось в 600 000 руб. – по 100 000 руб. на каждый из шести филиалов, обслуживание – 171 000 руб.: по 28 500 руб. с филиала. Руководитель пресс-службы компании “Винный мир” (крупный импортер алкоголя) Андрей Егоров рассказал, что его компания потратила на установку системы около 1 млн руб. (из них 700 000 руб. – “СМ Трейд”), обслуживание стоит 36 000 руб. в месяц.

Таким образом, оптовики и импортеры тратят на ЕГАИС от 59 000 руб. до 1 млн руб., в среднем – 530 000 руб., а ежемесячная плата составляет от 21 000 руб. до 171 000 руб., в среднем – 96 000 руб. По данным СПАП, в России около 5000 оптовиков. По данным источника, близкого к “Атласу”, импортеров в России 180. Они заплатят за систему 2,7 млрд руб., а за ее обслуживание – 6 млрд руб. в год.

Суммировав цифры, получаем, что разовые затраты всех участников алкогольного рынка на ЕГАИС составят 3,4 млрд руб., или $127 млн, а за ее обслуживание они будут платить 6,4 млрд руб., или $239 млн ежегодно.

Но это еще не все. До февраля следующего года все производители алкоголя должны будут установить специальные счетчики, с которых информация о расходе спирта будет учитываться в ЕГАИС. Алексей Берестовский говорит, что Черноголовский завод счетчики уже оплатил – это обошлось в 4,9 млн руб., включая сертификацию оборудования и обслуживание в течение года.

Эксперты соглашаются комментировать связанный с ФСБ бизнес только анонимно. У “Атласа” система сохраняет 4,5 минуты одну накладную, а у больших компаний их тысячи, говорит знакомый с работой ЕГАИС разработчик программного обеспечения одной из московских компаний. В ответ на претензии разработчики системы, по его словам, рекомендуют расширять рабочие места, а это значит, что и абонплата будет расти. Таким образом, по мнению эксперта, можно собрать $10 млн в месяц (по расчетам “Ведомостей”, уже вышло $20 млн). Они посадили компании на иглу, заключает источник. Затраты, необходимые для производства качественного программного продукта, который выполнял бы функции ЕГАИС, эксперты оценивают в $80 000–150 000. Взяв среднюю цифру, получаем, что только обслуживание системы принесет ее авторам больше $2000 в год на каждый вложенный доллар.