Euronext испугалась
Трастовая компания будет владеть лишь голосующими акциями европейских бирж, которыми управляет Euronext, а контроль за финансовой деятельностью будет осуществляться из США. Структура трастовой компании пока не определена, но за основу может быть взята модель, разработанная при слиянии Air France и KLM Royal Dutch Airlines для защиты прав голландского авиаперевозчика. Руководить ею будет “совет старейшин”, только с одобрения которого регулирующие нормы США могут распространиться на европейские биржи.
Судя по всему, руководство Euronext не вполне доверяет заверениям SEC и NYSE в том, что панъевропейской бирже не грозит необходимость выполнения требований акта Сарбейнса – Оксли. Трансатлантическое слияние заставило инвесторов Euronext и политиков Франции, Нидерландов, Бельгии, Португалии и Великобритании – стран, в которых расположены ее биржи, – забеспокоиться, что сделка откроет путь американскому регулированию в Европу. “Нельзя допустить, чтобы чувствительное к любому влиянию европейское регулирование подверглось риску [зависимости извне]”, – предупреждает британский министр финансов Эдуард Боллз.
Вопрос о регулировании NYSE Euronext оказался столь болезненным для Европы, так как после принятия в 2002 г. акта Сарбейнса – Оксли, требующего от компаний подробной отчетности и немалых затрат, фондовые биржи США стали терять клиентов. Поскольку в Европе ожидаются и другие трансатлантические слияния, “некоторые беспокоятся, что они приведут к принятию [в объединенных биржах] единых стандартов листинга акций, требуемых американскими законами от европейских компаний”, поясняет партнер юридической фирмы Gibson, Dunn & Crutcher Джон Олсон.
Две недели назад SEC даже пришлось давать разъяснения по этому поводу. В заявлении регулятора было отмечено, что слияние NYSE и Euronext “не приведет к обязательной регистрации в SEC компаний, акции которых не торгуются в США, и обязательному выполнению требований федеральных законов о ценных бумагах, в том числе акта Сарбейнса – Оксли”. Неамериканская биржа будет подчиняться регулированию США только в том случае, если “эта биржа работает на территории США, а не из-за аффилированности с американской биржей”, разъясняла SEC.
Гендиректор NYSE Джон Тэйн тоже, не жалея сил, успокаивал европейских политиков и инвесторов. “Акт Сарбейнса – Оксли не применяется и никогда не может применяться в отношении компаний, зарегистрированных не в США”, – заявил он в интервью Financial Times. “С моей точки зрения, способность конкурировать за международный листинг, который не требует от компаний выполнения требований акта Сарбейнса – Оксли, – одно из главных преимуществ сделки. Для нас не имело бы смысла, чтобы акт Сарбейнса – Оксли действовал где-то за пределами США”, – утверждает гендиректор NYSE.
В мирном решении этого вопроса NYSE заинтересована не меньше европейских бирж. Не так давно Тэйн заявил, что, если NYSE Euronext не сможет привлечь в свой листинг достаточное количество компаний, она попробует учредить собственную биржу в Лондоне или купить долю в Лондонской фондовой бирже (LSE), и тогда вопрос о регулировании трансатлантической биржи станет еще более актуальным. (WSJ, FT, 17–28.06.2006, Татьяна Бочкарева)