Второй Гальмонд
Ивантер ушел с поста гендиректора АВК в январе 2006 г. Вскоре стало известно, что он вместе с бывшим топ-менеджером “Связьинвеста” Владимиром Андросиком владеет кипрской компанией Eventis Telecom. В феврале 2006 г. она купила компанию “Восток Мобайл Волга”, владеющую акциями трех сотовых операторов: “Саратов Мобайл”, “Пенза Мобайл” и “Чувашия Мобайл”. А в мае “дочка” Eventis, “Бимоком”, при поддержке “Мегафона” запустила GSM-сеть в Киргизии. “Мегафон” консультировал оператора по техническим и маркетинговым вопросам. По оценке аналитика “Атона” Елены Баженовой, стоимость российских сотовых активов Eventis составляет $25–30 млн и примерно столько же к концу года может стоить “Бимоком”.
Однако Eventis Telecom оказалась не главным активом Ивантера. Как рассказали “Ведомостям” три не связанных между собой источника, Ивантер контролирует телекоммуникационный холдинг “Синтерра”, созданный на базе альтернативного оператора связи “Комет”. Этой компании в Москве выделено 24 000 номеров в коде 495 и еще лицензия на 100 000 номеров в новом московском коде 499. Для сравнения: больше всех номеров в столице у “Комстар – ОТС” (4 млн, благодаря МГТС), на 2-м месте – Golden Telecom (300 000), а у занимающей 4-е место “Корбины Телеком” номеров вдвое меньше, чем у “Комета”, – 60 000.
До декабря 2004 г. “Комет” принадлежал пяти физлицам, в основном менеджерам. Затем швейцарский фонд Emergent Telecom Ventures (ETV) объявил, что владельцем “Комета” является аффилированная с ним кипрская Cladina Investments. ETV основали бывший глава испанской Telefonica Хуан Виллалонга и Мохамед Амерси, участвовавший в приватизации 25% + 1 акция “Связьинвеста” в составе консорциума TeleFAM.
Амерси говорил “Ведомостям”, что цель ETV – создать крупный холдинг в секторе фиксированной связи. Для этого летом 2005 г. “Комет” купил у структур датского бизнесмена Джеффри Гальмонда ряд крупных компаний, в том числе 68,4% крупнейшего магистрального интернет-провайдера страны “РТКомм.РУ”, и 100% акций “Алсеан-Н”, владеющей волоконно-оптической линией связи Эстония – Петербург и питерским оператором “Линия 1”, проводящим телефон, Интернет и кабельное ТВ в жилые дома. В ноябре 2005 г. на базе “Комета” было создано ЗАО “Синтерра” (торговая марка Synterra).
Баженова оценивает его стоимость в $250 млн, а аналитик “Ренессанс Капитала” Анна Куприянова – в $300–350 млн. У компании интересные активы, а также лицензии и частоты, например для доступа в Интернет по технологии WiMax, отмечает гендиректор “Комстар – ОТС” Семен Рабовский. “Синтерра” может оказывать услуги телефонной связи в 17 регионах, а передачи данных и аренды каналов – по всей стране. Благодаря “РТКомм.РУ” “Синтерра” контролирует более половины российского рынка доступа в Интернет для других операторов. Но пока она не слишком заметна, отмечает старший вице-президент “Корбины Телеком” Александр Малис: “Активов много, а клиентов мало”.
Амерси не исключает, что со временем “Синтерру” пополнит крупнейший альтернативный оператор Петербурга “Петерстар”. Сейчас они вместе строят в Петербурге дата-центр и развертывают сети WiMax. В прошлом году 71% акций “Петерстара” приобрел ETV совместно с подконтрольным Гальмонду люксембургским First National Holding. По мнению Баженовой, если “Петерстар” и “Синтерра” сольются, получится “оператор стоимостью $600 млн, способный конкурировать с Golden Telecom”.
Но вскоре после покупки “Комета” ETV продал контрольный пакет Cladina Ивантеру, рассказал “Ведомостям” источник, близкий к “Синтерре”, и подтвердили два источника в инвестбанковских кругах. Сумма сделки им неизвестна. Амерси и Ивантер отказались от комментариев, в пресс-службе “Синтерры” не стали обсуждать владельцев.
Известие о том, что “Синтерра” принадлежит Ивантеру, стало сюрпризом для аналитиков и участников телекоммуникационного рынка. “Я это имя даже никогда раньше и не слышал”, – признается Рабовский.
Ивантер много лет занимал руководящие должности в питерской инвестиционной группе “АВК”, основанной Игорем Костиковым. В конце 1990-х гг. Костиков перешел на работу в мэрию Санкт-Петербурга, а в 2000 г. возглавил Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. Он утверждал, что продал компанию при переходе на госслужбу, но участники фондового рынка по-прежнему связывали его с АВК. Корреспонденту “Ведомостей” в декабре 2001 г. удалось ознакомиться с документами, в которых бенефициаром компании был указан один из ее руководителей.
“Скорее всего, Ивантер – номинальный акционер, связанный с так называемыми “питерскими” связистами”, – предполагает Малис. Его мнение разделяют аналитики UBS, “Тройки Диалог” и Deutsche UFG, называющие Ивантера “Гальмондом-2”.
Джеффри Гальмонд приехал в Россию в конце 1990-х гг. и долгое время работал корпоративным юристом “Телекоминвеста”. Последние два года он называет себя владельцем фонда IPOC, контролирующего ряд крупных активов, в частности 40% акций “Мегафона”, 50% “Скай Линка” и 59% акций холдинга “Телекоминвест”. Однако в мае 2006 г. цюрихский арбитражный трибунал пришел к выводу, что реальный владелец фонда IPOC – министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. Репутация Гальмонда сильно испорчена из-за многочисленных судов вокруг блокпакета “Мегафона”, поэтому бенефициаром “Синтерры” решили сделать человека с незапятнанной репутацией, Ивантера, объясняет появление Ивантера среди владельцев холдинга источник в инвестиционно-банковских кругах, знакомый с ситуацией в “Синтерре”.
Гальмонд от комментариев отказался. Содиректор аналитического отдела “Уралсиба” Константин Чернышев предполагает, что Ивантер всего лишь промежуточный владелец “Синтерры”. Эту версию подтверждают два источника, близких к “Синтерре”. По их словам, в июле будет проведено изменение структуры собственности “Синтерры” и контроль над холдингом может перейти к структурам Гальмонда.