Google заговорит по-арабски


Запуская арабоязычную версию новостного портала Google News, Google объявила, что это будет “первая объединенная интернет-платформа” в истории арабских СМИ. За последний месяц корпорация также представила арабскую версию своей службы электронной почты и средства для перевода с английского на арабский и обратно.

Хусейн Амин, декан факультета журналистики и масс-медиа Американского университета в Каире, полагает, что продукты Google, подобно арабским спутниковым телеканалам, помогут укрепить международные политические, экономические и социальные связи в арабском мире.

“Теперь, когда становятся доступными такие службы, у людей появляется дополнительный стимул для создания новых сайтов на арабским языке, – говорит Амин. – Это наверняка отразится на таких сферах, как бизнес, политика, культура и образование”.

Деннис Вудсайд, новый директор Google по развивающимся рынкам, указывает на уже имеющийся у компании опыт подобных проектов: “Мы убеждены, что арабский Интернет будет идти примерно по тому же пути, что и турецкий. За последние пять лет число онлайновых пользователей в Турции выросло шестикратно”.

Вместе с тем есть опасения, что бизнес Google будет испытывать неблагоприятное воздействие со стороны авторитарных режимов в странах региона. В частности, это касается проблемы конфиденциальной информации. “У властей появляются новые возможности для отслеживания поведения отдельных лиц, и мы крайне озабочены этим”, – говорит редактор одного из мусульманских сайтов.

Google заявляет, что не собирается предоставлять властям сведения о действиях индивидуальных пользователей, если на то не будет санкции суда. По словам Вудсайда, на Ближнем Востоке бизнес Google будет развиваться иначе, чем в Китае, где компания организовала специальную службу для фильтрации результатов онлайнового поиска. Вудсайд добавил, что в ближневосточном и североафриканском регионах фильтрации быть не должно, хотя правительства могут заблокировать определенные виды нежелательных ресурсов, скажем порнографические сайты.

Объем рекламного рынка в регионе в прошлом году составил $5 млрд, но лишь $10–25 млн из этой суммы пришлось на онлайновую рекламу. Шериф Искандер, представитель Google в Каире, утверждает, что сейчас в арабском мире насчитывается порядка 25 млн пользователей Интернета и что данный показатель быстро растет. “Мы намерены узнать как можно больше, прежде чем пытаться извлечь выгоду из развития этого рынка”, – говорит Искандер.

Принадлежащий Microsoft портал MSN, главный конкурент Google, планирует открыть службу электронной почты на арабском до конца этого года. (FT, 26.06.2006, Александр Силонов)