Новые услуги не помогли


За последние четыре года в США появилось порядка 30 новых сотовых операторов и несколько сотен компаний, предоставляющих сопутствующие услуги. Поток инвестиций в новые направления огромен – телекоммуникационный рынок не знал подобного ажиотажа с конца 1990-х. По оценке калифорнийского инвестбанка Rutberg & Co., в течение последних 16 месяцев стартапам, предоставляющим услуги сотовой связи, удалось собрать не менее $1 млрд, тогда как за весь период с 2002 по 2004 г. включительно объем соответствующих инвестиций составил всего $100 млн.

Стартап на сотовом рынке не требует значительных усилий и средств. Таким компаниям, как правило, не нужно строить собственную сеть – они арендуют сети у крупных операторов, но продвигают свои услуги под собственным брендом.

Но пока объем этого сегмента невелик, многие из новых операторов испытывают серьезные финансовые затруднения. Хотя число сотовых абонентов в США начиная с 2000 г. удвоилось и достигло 215 млн, услугами нового типа пользуются немногие. Скажем, лишь 1% всех абонентов регулярно использует сотовые телефоны для просмотра видеоматериалов.

Весьма неприятно сложилась ситуация для венчурного предприятия Mobile ESPN, владеющего спортивным кабельным каналом и поддерживаемого корпорацией Walt Disney. Готовясь к футбольному чемпионату, компания с большой помпой создала сотовое подразделение, но его дебют оказался неудачным.

Компания Amp’d Mobile, создавшая молодежную беспроводную службу, привлекла инвестиции в размере $250 млн, но за первые пять месяцев работы не набрала и 10 000 подписчиков. Среди инвесторов этой компании – телеканал MTV (подразделение Viacom), Universal Music Group (подразделение Vivendi), а также венчурные подразделения Qualcomm и Intel. “Amp’d хочет застолбить позицию на рынке мультимедиа, в том числе видео- и аудиоконтента, и это дальновидно, – говорит Джонатан Эбинджер, партнер венчурной фирмы BlueRun Ventures. – При грамотной маркетинговой политике компания способна добиться успеха”. BlueRun Ventures получает финансирование от Nokia. Финская корпорация поддерживает также ряд поставщиков услуг беспроводной связи, но Amp’d в их число не входит.

Многие венчурные капиталисты по-прежнему надеются, что новые мультимедийные услуги, ставшие популярными в странах Азии, найдут широкое применение и в США. Но очень тревожным знаком для предпринимателей стал провал корпорации Vonage Holdings. Ее акции со времени майского IPO подешевели вдвое. Vonage предлагает дешевую телефонную связь по интернет-каналам, но у нее нет собственной телефонной сети.

“Даже если стартапы сумеют в конце концов завоевать внимание клиентов, им тут же придется столкнуться с конкуренцией со стороны крупных операторов, – говорит директор General Catalyst Partners Джон Саймон. – Крупные компании могут пополнить свой ассортимент такими услугами, если это будет выгодно”. (WSJ, 20.06.2006, Александр Силонов)