Крепкие напитки вместо пива
С 1995 г. американская пивная отрасль уступила производителям вина и крепких напитков 5% рынка. Несколько дней назад президент пивного подразделения Anheuser Август Буш IV заявил, что, “если эта тенденция продолжится, Anheuser-Busch придется пересмотреть свою бизнес-модель, а именно расширить позиции на рынке алкоголя в целом”.
Anheuser уже сделала некоторые шаги в этом направлении. В прошлом году для разработки, тестирования и маркетинга крепких напитков было основано новое подразделение – Long Tail Libations. Его первый продукт, ликер Jekyll & Hyde, уже продается в нескольких магазинах в рамках эксперимента. Кроме того, компания несколько лет сотрудничает с Bacardi в производстве так называемых malternatives, солодовых напитков, выпускающихся под маркой Bacardi Silver. Но высказывания Буша предвещают нечто большее. По мнению президента Национальной конференции администраторов отрасли крепких напитков всех штатов Линна Уолдинга, они указывают на то, что компания “собирается в не столь отдаленном будущем искать возможности более глубокого проникновения” в сегмент.
Anheuser предпринимает и другие шаги, чтобы компенсировать потери из-за слабого роста пивного рынка и растущей конкуренции со стороны производителей других алкогольных и даже безалкогольных напитков, таких как Red Bull. Компания уполномочила своих дистрибуторов, большинство из которых традиционно продают исключительно ее продукцию, распространять и безалкогольные напитки других марок. Она также заключила соглашения о совместной деятельности с небольшими пивоварнями и импортерами пива. В последнее время Anheuser охотно создает альянсы. В мае она заключила соглашение с калифорнийским производителем энергетических напитков Hansen Natural Corp., по которому он будет продавать напиток Monster и другие продукты через сеть Anheuser. “Раньше компания предпочитала идти только своей дорогой, теперь она становится более покладистой и пушистой”, – говорит аналитик Stifel Nicolaus Марк Суортсберг.
Пока непонятно, как Anheuser будет осуществлять экспансию на рынке крепких напитков. Один из вариантов – создание СП или партнерств. Кроме совместного бизнеса с Bacardi, которая недавно приобрела марку водки Grey Goose, на горизонте другой потенциальный партнер – производитель виски Jack Daniel’s Brown-Forman Corp., все чаще упоминающийся в связи с Anheuser. Аналитики считают одной из наиболее вероятных схему распространения крепких напитков через огромную оптовую сеть пивовара, включающую 570 независимых компаний. Anheuser может использовать свою дистрибуторскую систему – армаду грузовиков, каждый день развозящих товар в бары, рестораны, магазины. “Дистрибуторы Anheuser-Busch и аффилированные с ними компании начнут продавать крепкие напитки там, где это позволено законом”, – считает Суортсберг. (WSJ, 21.06.2006, Кирилл Корюкин).