Новые американские ценности
С определенной точки зрения Sienna куда более американская машина, чем Mustang. Как выяснило Национальное управление по безопасности движения на автострадах, только 65% комплектующих Ford Mustang производятся в США и Канаде. Остальные детали компания Ford Motor приобретает за рубежом. Sienna же собирают на заводе Toyota в американском штате Индиана, и 90% ее комплектующих – местного производства.
Эта статистика – серьезная проблема для Ford, пытающегося укрепить положение на родном рынке с помощью патриотической рекламной кампании под слоганом Red, White & Bold (“Красно-бело-смелый”), апеллирующим к цветам государственного флага. “Американцы хотят покупать отечественные бренды, и мы намерены активно бороться за то, чтобы быть американской автомобильной компанией”, – обрисовал политику Ford в своем недавнем выступлении исполнительный вице-президент автоконцерна Марк Филдс.
Однако азиаты не намерены уступать в пиар-битве за звездно-полосатое знамя. Toyota громогласно заявляет о том, какой большой вклад она внесла в американскую экономику, построив предприятия в США. А в 2007 г. солидный седан Toyota Camry примет участие в одном из самых популярных в США ралли, проводимого Национальной ассоциацией гонок стандартных автомобилей. Президент компании Toyota Кацуаки Ватанабе уверен, что эта гонка повысит статус Toyota у жителей центральных штатов США.
В контратаке американцев участвует Level Field Institute, учрежденный ветеранами “большой тройки” – Ford Motor, General Motors и Chrysler. Представители этой организации заявляют, что число комплектующих местного производства не самый подходящий критерий для определения “американской марки”. “Лучший способ – посчитать, сколько рабочих мест на каждую проданную машину автоконцерн создает в США”, – предлагает глава Level Field Джим Дойл. По словам Дойла, в 2005 г. в производстве каждого автомобиля “большой тройки” было задействовано втрое больше американских рабочих, чем у Toyota. “Что лучше для американской экономики: автомобиль GM, собранный в Мексике, но давший работу 147 000 жителям США, или Honda, собранная в Алабаме, но задействовавшая всего 4000–5000 рабочих мест в Америке?” – спрашивает Дойл.
Однако некоторые аналитики считают эту борьбу бесперспективной. Сейчас нелегко определить, какой автомобиль имеет больше прав на титул национальной марки. Вот уже 20 лет азиатские автогиганты во главе с Toyota, Nissan и Honda развивают производство в США, и их сборочные заводы превратились в мощных конкурентов Детройта, столицы американского автопрома. По данным японской Ассоциации производителей автомобилей, инвестиции автоконцернов Страны восходящего солнца в США составили $28 млрд, а ежегодные закупки комплектующих добавляют к этой сумме еще более $45 млрд. Около 67% японских машин, продающихся в США, там же и производятся. С другой стороны, GM продает под американской маркой Chevy автомобили, собранные в Корее. Японские производители пользуются услугами американских дизайнеров при разработке машин для китайского рынка. А некоторые BMW собираются в Южной Калифорнии. “Американский автопром уже нельзя назвать национальной индустрией, – резюмирует Майкл Робинет из исследовательской компании CSM Worldwide, – в действительно он уже давно стал глобальным”. (Елизавета Стрелкова, WSJ, 11.05.2006)