Вклады в склады
Как сообщила “Ведомостям” директор оптовой компании ВКТ (продукты питания) Елизавета Зудина, летом компания начинает строительство логистического терминала площадью 30 000 кв. м на участке в 19 га в 5 км от Нижнего Новгорода. Первая очередь площадью 10 000 кв. м будет запущена в 2007 г. Общий объем инвестиций в проект превышает $15 млн. “60% складского комплекса ВКТ будет использовать для собственных нужд, а на 40% оказывать логистические услуги”, – говорит Зудина. По ее словам, сейчас ВКТ занимает более 15 000 кв. м складских площадей, из которых 80% находятся в собственности, а 20% – в аренде. “Арендовать современные склады дорого – более 100 руб. за 1 кв. м в месяц, – поясняет Зудина, – а 6000 кв. м, которые компания строит для себя, покроют текущую потребность”.
До конца этого года к строительству складского комплекса класса А приступит и нижегородская компания “Энко” (оптовый поставщик напольных покрытий, развивает сеть магазинов Floor-master), рассказала руководитель проекта, менеджер по продажам агентства недвижимости (АН) “Адрес” Надежда Данилова. Склад, состоящий из четырех модулей по 5704 кв. м, расположится в промзоне на Сормовском шоссе. По словам Даниловой, около 30% площадей “Энко” будет использовать для себя, а 70% – сдавать в аренду.
Группа компаний “Фрукты и продукты” (владеет около 25 000 кв. м складских помещений) завершает строительство терминала класса А площадью 6000 кв. м. “Этот склад будет отдан под рыбоперерабатывающее производство, которое ГК развивает с 2001 г. Освободившиеся площади не такого высокого уровня сдадим в аренду”, – говорит председатель совета директоров ГК Игорь Тюрин.
Пока в регионе существует лишь один складской комплекс класса А, принадлежащий дистрибуторской компании “Алиди”. Первая очередь площадью 10 000 кв. м была пущена в эксплуатацию в конце 2005 г., вторая (площадь 17 000 кв. м) – в стадии проектирования, говорит начальник PR-отдела “Алиди” Роман Исаев. Примерный объем инвестиций в строительство складских комплексов класса А Исаев оценивает в $500–600 на 1 кв. м.
Участники рынка считают, что в городе удовлетворен спрос лишь на склады невысокого уровня площадью до 1000 кв. м. “Не хватает грамотно выстроенных офисно-складских логистических комплексов площадью более 3000 кв. м”, – говорит Тюрин из ГК “Фрукты и продукты”. “По оценкам Logistics Field Audit, Inc (LFA), потребность Нижегородского региона в складских площадях категории А на уровне 300 000–400 000 кв. м”, – соглашается Исаев из “Алиди”. По оценкам Даниловой из АН “Адрес”, потребность нижегородского бизнеса в качественных складах превышает 500 000 кв. м. Логистические центры только начинают появляться, но стоимость аренды в них высока и не всем по карману, добавляет Зудина из ВКТ.
Директор нижегородской компании МТМ (оптовая и розничная торговля автошинами, дисками и аккумуляторными батареями) Евгений Пичугин заинтересован в высококачественных складских комплексах. “Главное – вопрос цены и скорости погрузки-разгрузки товара”, – поясняет он. Собственную потребность в складских помещениях он оценил в объеме до 2000 кв. м.
У пивоваренной компании “Волга” потребность в складских площадях увеличивается к летнему сезону. Аренда доставляет неудобства, поэтому к концу 2007 г. на территории завода будет построен еще склад площадью 5000 кв. м, говорит директор по обеспечению и планированию “Волги” Андрей Краснов.
По данным ГК “Триумф”, спрос на складские помещения в Нижнем составляет около 24% в общем объеме заявок на коммерческую недвижимость. Как сообщил “Ведомостям” руководитель информационно-аналитической службы ГК Алексей Чемоданов, в основном предлагаются в аренду помещения с минимальным складским оборудованием и конструктивными недостатками, а на продажу – объекты, требующие значительных инвестиций. Чемоданов считает, что в городе растет спрос на высококачественную складскую недвижимость. “И это объяснимо: в Нижнем не только развиваются собственные розничные сети, но и появляется все больше федеральных и транснациональных торговых компаний”, – поясняет он.
В течение последнего года в Нижнем открыли магазины иногородние сети “Детский мир”, Banana mama, “Перекресток”, “Магнит” и “Копейка”.
Менеджер сети магазинов “Детский мир”, просивший не называть его имени, говорит, что в течение года сети обязательно понадобятся дополнительные складские площади, поскольку в планах компании – открытие новых магазинов.