Опцион на деньги
В 2001 г. компания KLA-Tencor, крупный производитель оборудования на полупроводниках, дважды выдала опционы своим руководителям, включая председателя совета директоров Кена Леви. Первый раз – по минимальной цене в первом полугодии ($32,75), второй раз – во втором ($29,31). Если бы менеджеры получили опционы на один-два месяца позже, то ничего бы на них не заработали – цена к тому времени уже достигала пика в $50–60 (см. график).
Всего в 1994–2001 гг. Леви получал опционы 10 раз – и каждый раз накануне резкого скачка цен. В 1998 г., например, исполнив опцион, он положил в карман $6 млн. Сейчас деятельность компании расследует прокуратура. Ее внимание понятно: вероятность того, что столь удачные даты выдачи опционов являются совпадением, составляет 1 к 20 млн.
В марте The Wall Street Journal опубликовала результаты своего анализа необычной практики выдачи опционов в некоторых американских компаниях. Выдавались они, по всей видимости, задним числом; в противном случае сложно объяснить, как гендиректор Affiliated Computer Services Джеффри Рич мог в 1995–2002 гг. получать опционы в моменты наибольшего падения акций, ведь вероятность таких совпадений в его случае составляет 1 к 300 млрд. Проводить анализ журналистам помогали специалисты по опционам Дэвид Йермак из Школы бизнеса Стерна и Эрик Ли из Университета штата Айова. Ли считает практику выдачи опционов задним числом распространенной. Он насчитал тысячи случаев, когда акции после выдачи опционов демонстрировали более высокие, чем обычно, темпы роста.
Расследование журналистов помогло властям. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) изучает практику выдачи опционов в 20 компаниях, деятельность девяти расследует прокуратура. Выдача опционов задним числом может нарушать законы о ценных бумагах, вести к пересмотру бухгалтерской отчетности. Brooks Automation заявила, что пересмотрит финансовые показатели за семь лет. Компания, в частности, выдала опцион своему гендиректору Роберту Терриену 31 мая 2000 г., когда акции упали на 20%. На следующий день они выросли более чем на 30%.
Обычно совет директоров письменно одобряет выдачу опционов, так что вероятно, что в некоторых случаях документы были изменены либо директора сознательно подписывали подложные документы. По мнению экспертов, десятки топ-менеджеров могут оказаться за решеткой. “Доказать вину прокурорам будет как нечего делать, – говорит Харви Питт, бывший председатель SEC. – Если вы присяжный и вам говорят, что гендиректор получил опцион 18 мая, но цену исполнения установил по цене от 18 апреля, вам сложно будет сделать вывод, что он мошенник? Думаю, несложно”. (WSJ, 19–23.05.2006, Михаил Оверченко)