Летучесть кадров


В компанию Родкин пришел в прошлом году после того, как составил себе репутацию маркетингового кудесника в PepsiCo и General Mills. Его основная задача – справиться с грузом нависших над ConAgra проблем: недостаточным ростом отдельных продуктов, падением прибыли и проблемами с отчетностью.

Особенностью контракта с Родкиным стало выдвинутое им условие, что жить он останется на прежнем месте – в Коннектикуте. Причина – семейные обстоятельства: через год его дочь заканчивает среднюю школу, и он не хотел усложнять ей жизнь переездами. До штаб-квартиры ConAgra в городе Омаха, штат Небраска, – всего 1700 км. Компания взялась оплачивать его перелеты на одном из 10 корпоративных самолетов. На работу – в понедельник утром (в 8.30 он приземляется в Омахе), домой – в пятницу вечером. “Такой график никак не влияет на мою способность управлять бизнесом, – говорит Родкин. – Я не отвлекаюсь и работаю больше, чем если бы моя семья жила рядом”.

За свою работу в ConAgra Родкин получил оклад в $1 млн в год, плюс по крайней мере $2 млн гарантированного бонуса. Немногим меньше ($2,28 млн) он получает в качестве консультанта от своего прежнего работодателя (неподалеку с которым живет его семья) – PepsiCo. “Это стандартная практика удержания бывшего сотрудника от работы на конкурентов”, – поясняет Крис Кирхер, пресс-секретарь ConAgra. А для самой ConAgra это обстоятельство было “финансово привлекательным”, говорит Стивен Голдстоун, председатель совета директоров компании.

До того как совет директоров ConAgra предложил Родкину пост гендиректора, “было много дискуссий”, рассказывает знакомый с ситуацией источник. Некоторые высказывали сомнение, сможет ли он эффективно работать на расстоянии от семьи. “Мы задавались вопросом, сможет ли он справиться со стрессом в его личной жизни, – говорит источник, – и нужен ли нам гендиректор, который жертвует для нас этой своей личной жизнью”.

В интересах свежеиспеченного гендиректора, как правило, – лично присутствовать в рубке корабля, чтобы изучить свою команду и понять все нюансы работы в новом коллективе. “Поскольку основная задача гендиректора – создавать стратегию и воплощать ее в жизнь, важно, чтобы он смог вдохновить людей, с которыми он работает, чтобы они могли сделать его планы явью”, – говорит Роджер Брюнсвик, управляющий партнер консалтинговой компании Hayes & Brunswick. В то же время другие эксперты указывают на то, что в мире современных технологий место нахождения человека теряет всякий смысл. И гендиректор, который живет далеко от места работы, для рынка уже не новость. Таковым был, например, гендиректор Gillette Джим Килтс, который с понедельника по четверг жил при штаб-квартире компании в Бостоне, а на выходные летал домой в штат Нью-Йорк, работая по пятницам из дома. Подобные же условия выторговал себе Стив Хейер, когда стал гендиректором Starwood Hotels & Resorts Worldwide. Его переманили с должности президента Coca-Cola в Атланте, а работать ему предстояло в Нью-Йорке. Поскольку он хорошо себе представлял, что в работе гендиректора все равно много времени занимают перелеты, он решил, что место проживания не имеет никакого значения. В трудовом контракте закрепили, что “по меньшей мере большую часть” своего рабочего времени он будет проводить в нью-йоркской штаб-квартире Starwood Hotels. Когда в прошлом году NCR наняла нового гендиректора Уильяма Нути, то отдельной строкой в его контракте было прописано право компании его уволить, если до 1 августа 2006 г. он с семьей не переедет из Нью-Йорка в Огайо. До тех пор компания согласилась оплачивать его перелеты на корпоративном самолете.

В случае с Родкиным из ConAgra его постоянные метания между работой и домом привели к появлению слухов о его планах перенести штаб-квартиру в Нью-Йорк. Родкин это отрицает и рассказывает о том, что он уже нашел риэлтора и теперь подыскивает дом в Омахе, в который он переедет после того, как его дочь закончит школу.

Однако его поведение не находит понимания у акционеров. “Метания гендиректора на больше чем полторы тысячи километров в неделю несут в себе определенный риск, – говорит Аня Элдрич, аналитик компании Cambiar Investors, которая владеет 6,3 млн акций ConAgra. – Если бы он переехал в Омаху, у нас было бы больше уверенности в том, что он пришел в компанию надолго”.

У перелетов Родкина есть еще один недостаток: он не может принимать полноценного участия в общественной жизни Омахи, города с 400-тысячным населением, для которого ConAgra – один из основных работодателей. Дэвид Браун, глава торговой палаты Омахи, вспоминает, как Родкин осенью минувшего года обещал участвовать в ее работе, как только он “разгребется” с работой. Но воз и ныне там.

Пока работа Родкина не принесла ConAgra ярких достижений. Он объявил о продаже подразделений, занимающихся производством продуктов питания из морепродуктов и сыра, оборот которых составил $2,8 млрд в год. Инвесторов его деятельность не впечатлила. 16 марта, когда он объявил о своих планах, курс акций ConAgra на Нью-Йоркской фондовой бирже резко упал впервые за долгие годы. Но для Родкина это не проблема. “Я чувствую себя прекрасно, компания движется в правильном направлении”, – говорит он. (WSJ, 22.05.2006, Ирина Окунькова)