Частный случай
Впонедельник небольшая группа активистов движения геев и лесбиянок подала-таки заявку на проведение 27 мая гей-парада в Москве, тем самым решившись пойти на обострение отношений с городскими властями и значительной частью общества. Заявитель Николай Алексеев подчеркивает, что планируется не шоу, подобное тем, что проходят в Нью-Йорке или Берлине, а сугубо правозащитная демонстрация. По словам редактора журнала «Квир» и портала gay.ru Эда Мишина, к идее парада большинство московских геев и лесбиянок относятся без энтузиазма. Они уверены, что сейчас совсем не время для провокационных методов борьбы за толерантность, которая и так в стране отнюдь не в чести. Не то чтобы граждане стали более неприязненно относиться именно к гомосексуализму – налицо общий рост ксенофобии (этнической и не только), отмечают специалисты «Левада-центра».
В первых рядах противников гей-парада – представители Церкви. Eще в начале апреля на Всемирном русском народном соборе митрополит Кирилл (Гундяев) именно отношение к гомосексуализму назвал одним из ключевых, если не главным, примером того, чем различаются либеральный и традиционно-религиозный подходы к человеку и его правам. Митрополит объяснил, что Церковь вынуждена озаботиться темой прав человека не в последнюю очередь потому, что наступление политкорректности на Западе уже ограничивает возможность христианина публично осуждать то, что он считает грехом. В Швеции один пастор даже был привлечен к уголовной ответственности за резкую критику гомосексуализма. Правда, в конце концов обвинение с него было снято: он не призывал к насилию против людей нетрадиционной ориентации, а лишь доказывал, что они порочны, беспрестанно цитируя Библию. Возможно, что пример гомосексуализма важен для митрополита Кирилла и потому, что здесь позиция Церкви близка к представлениям большинства. В отличие, скажем, от проблемы абортов: наверное, большинство женщин согласны, что аборты – плохо, но при этом делают их и не готовы отвергнуть эту возможность, как того веками добивается Церковь. Большинство наших сограждан не одобряют гомосексуализм, считают его моральным недостатком или болезненным отклонением. Толерантность по отношению к геям носит весьма ограниченный характер: их готовы терпеть в принципе, но так, чтобы их не было видно. То же самое, по сути, говорил и митрополит Кирилл: он против восстановления известной статьи в Уголовном кодексе, но и против любых форм «пропаганды гомосексуализма».
Непонятно только, какие средства позволительны для искоренения этой «пропаганды». Муфтий Талгат Таджуддин призвал «лупить» геев, если они все же выйдут на парад, но в большинстве наши религиозные лидеры, разумеется, законопослушны и предлагают административные запреты. Союз православных граждан и другие подобные организации уже перешли к агрессивным действиям: радикалы атаковали в начале мая гей-клубы, причем один клуб по странному совпадению как раз в эти дни и вовсе сгорел.
Не стоит думать, что погромщики вдохновились именно речами митрополита Кирилла. Командовал акциями давно известный национал-радикал Игорь Артемов. Священник, благословлявший скинообразных юношей перед атакой на клуб, – это игумен Кирилл (Сахаров), придерживающийся крайне фундаменталистских взглядов и находящийся в оппозиции к Патриархии. Причина разногласий – все еще актуальная внутри Церкви «проблема ИНН» (наши фундаменталисты усматривают в ИНН «печать Антихриста»; приход игумена Кирилла –
единственный в Москве, отказывающийся получать как юридическое лицо и ИНН, и регистрационный номер). Встретив активное противодействие со стороны ОМОНа, национал-радикалы немного остыли. Но лишь немного: ведь никаких весомых санкций за явно противозаконные действия не последовало. И тут подоспела заявка на проведение парада.
Скорее всего, Лужков парад не разрешит. Это будет совершенно незаконно, но к незаконным запретам за последний год все уже привыкли. А если парад и разрешат, то где-нибудь на выселках, хотя и там его придется окружать ОМОНом, как недавние «конопляные гулянья» на ВВЦ. Ведь Артемов уже пообещал, что будет бороться до конца. Сами геи и лесбиянки явно проигрывают: агрессивной гомофобии теперь точно будет больше. Часть национал-радикалов и православных активистов вряд ли скоро оставят новую тему. Проиграет, скорее всего, и Церковь. В глазах общественного мнения слова митрополита Кирилла и действия бойцов Игоря Артемова оказались в одном ряду. Тем более что «православные граждане», явно приближенные к Патриархии, одновременно сотрудничают и с упомянутыми радикалами, в чем можно было убедиться на прошедшем неделю назад круглом столе в Доме журналиста. Собственно, именно эти граждане своей риторикой и неразборчивостью в связях создают впечатление, что Церковь не чужда погромам. Средний же гражданин, не приемля гомосексуализм, все-таки не одобряет и погромщиков.