Аналитика для избранных


Команда “телефонных” аналитиков банка сейчас состоит из 15 человек. Руководит ими Энн Гиллин, бывшая звезда фондовой аналитики по ритейлу. Для клиентов и трейдеров она комментирует положение на рынке, дает объяснение роста или падения акций и советы по сделкам. Как отмечают источники, Lehman Brothers в будущем планирует эту группу расширить. Правда, от традиционной работы аналитиков банк отказываться не собирается: его представители подчеркивают, что за последние три года штат аналитиков Lehman Brothers увеличился.

Решение изменить работу аналитиков в Lehman Brothers объясняют желанием улучшить обслуживание своих самых ценных клиентов и трейдеров, но оно отражает и более общие тенденции развития фондовой аналитики на Уолл-стрит. Во время бума конца 90-х гг. этот бизнес процветал: инвесторы ловили буквально каждое слово гуру фондового рынка. Но потом выяснялось, что советы не всегда были беспристрастными. Инвесторы, потерявшие деньги, стали обвинять аналитиков в необъективной оценке положения компании, а также в утечках важной информации, прежде чем она становилась известной всему рынку.

Из-за этого скандала в 2003 г. 10 крупных инвестбанков по мировому соглашению заплатили $1,4 млрд штрафа. Тогда же вступили в силу новые регулирующие правила, требующие от банков более подробного раскрытия информации о потенциальных конфликтах интересов, в частности между их аналитическими и инвестбанковскими подразделениями. Теперь аналитика не может финансироваться на доходы инвестбанковского бизнеса, из-за чего находить на нее средства банкам стало еще трудней.

В результате аналитики стали уходить из инвестбанков, как правило, в хедж-фонды и паевые фонды, на которые столь жесткое регулирование не распространяется. По данным исследовательской компании National Research Exchange, число аналитиков Уолл-стрит за 2001–2005 гг. сократилось на 30% до 995. И поскольку задача сделать аналитику более эффективной и прибыльной стоит перед всеми инвестбанками, за новшеством Lehman Brothers на Уолл-стрит следят очень внимательно. Этому примеру могут последовать и другие инвестбанки, в частности Goldman Sachs и Morgan Stanley.

Аналитики, сидящие на местах трейдеров, не публикуют исследований по рынку акций и имеют право лишь консультировать клиентов банка и трейдеров о развитии ситуация на рынке. А вот пишущие аналитики из-за различных ограничений не могут общаться с клиентами в течение нескольких часов после объявления компанией финансовых результатов или о сделке по слиянию. “Если аналитик по акциям, сидящий на месте трейдера, не публикует исследований, на него распространяются такие же правила [при общении с клиентами банка], как и на сотрудников, занимающихся сделками с ценными бумагами”, – поясняет пресс-секретарь Lehman Brothers.

Не менее пристально, чем рынок, за Lehman Brothers наблюдают сейчас регуляторы. Они следят, чтобы в банке не было конфликтов интересов, информация не использовалась бы в интересах банка, но в ущерб клиентам, а также чтобы перестановки аналитиков не совершались только для того, чтобы обойти законы о ценных бумагах. Эти законы регламентируют, какими бумагами могут владеть аналитики и что они обязаны раскрывать инвесторам по поводу своей заинтересованности. Внутренние правила банков и законы о ценных бумагах также требуют, чтобы информацию, которая может повлиять на ситуацию на рынке, аналитики сообщали одновременно по электронной почте как можно более широкой аудитории.

На рынке облигаций перевод аналитика на место трейдера давно стал обычным делом. Но на этом рынке работают в основном институциональные инвесторы, поэтому многие инвестбанки всех долговых аналитиков перевели на “телефонную” модель. Некоторые их клиенты говорят, что такая модель давно нужна и на рынке акций. “Аналитик пишет рекомендацию, но пока она дойдет до меня, проходит время и необходимость в советах пропадает”, – сетует портфельный управляющий Антон Шутц. (WSJ, FT 4–5.05.2006, Татьяна Бочкарева)