Невыносимые ставки
По данным Ассоциации сектора потребкредитования Японии, в 2005 г. компании, занимающиеся розничным кредитованием, выдали ссуды на $292 млрд – это примерно десятая часть всех кредитов, выданных в Японии, включая корпоративные и ипотечные. Для части японцев, особенно лишившихся во время экономического спада работы или части доходов, финансовые компании – последняя надежда найти деньги на погашение старого кредита, а иногда и просто на существование. Трудностей с получением новой ссуды обычно не возникает: компании предоставляют моментальные кредиты и в режиме онлайн, и через банкоматы на сумму от 1000 иен (примерно $9) до 500 000 иен ($4300).
Правда, такие кредиты лишь увеличивают финансовые трудности заемщиков: по японским меркам ставки по небанковским кредитам – около 30% годовых – очень высоки. За 1995–2004 гг. число банкротств физлиц в стране выросло в четыре раза до 211 000, а за один 2004 год, по данным японской полиции, 8000 человек свели счеты с жизнью “по экономическим причинам” – в три раза больше, чем в 1994 г.
К тому же финансовые компании славятся очень жесткими методами взыскания денег с тех, кто не возвращает долг вовремя. В 1991 г. 18-летний Тоёки Ёсида взял небольшой кредит на покупку автомобиля. Но из-за высоких процентных ставок ему было трудно выплачивать кредит и пришлось обратиться к помощи нелегальных компаний. За неполные 10 лет его долг вырос с $17 000 до $70 000, а число кредиторов – с пяти до 50. Он объявил себя банкротом, но один из кредиторов стал угрожать, что убьет мать Ёсиды, и тогда он совершил попытку самоубийства. Теперь Ёсида свободен от долга и консультирует других должников. “Сейчас стало слишком просто получить кредит”, – сетует он.
Японское правительство обеспокоилось с ситуацией с небанковскими кредитами. В пятницу правительственная комиссия назвала ставки по подобным ссудам “невыносимо высокими”, и ожидается, что в июне она порекомендует финансовым компаниям их снизить. А финансовый регулятор Японии – Агентство по финансовым услугам (FSA) уже занимается одной из крупнейших таких компаний – Aiful, которую подозревает в незаконных методах взимания денег с должников. В начале апреля компании было приказано закрыть все свои 1670 отделений.
Популярность Aiful принесли телевизионные рекламные ролики. В одном из них дочь уговаривает отца взять кредит для покупки трогательного чихуахуа по кличке Ку. Впрочем, известно, что главные клиенты Aiful – это пожилые люди и инвалиды. Клиенты компании и их родственники подали на Aiful несколько исков с обвинениями в жестких методах взимания долга, а FSA обвиняет ее в нарушении закона о кредитовании.
Один из исков против Aiful подал Еити Ёсида, 69-летний советник некоммерческой организации адвокатов, клиентами которой являются должники финансовых компаний. Ёсида утверждает, что сотрудники Aiful шантажировали его, когда он помогал клиенту составить судебный иск. Человек, позвонивший ему, назвался сотрудником Aiful и угрожал уничтожить бизнес Ёсиды. “Слушай хорошо, дед, – говорил его собеседник. – Мы в два счета раздавим тебя”. “На своей работе я привык к угрозам, – признает Ёсида. – Но мне хотелось что-то сделать, чтобы это прекратилось”. Представители Aiful не комментируют иски, поданные против компании.
Недавно разразился скандал вокруг еще одной подобной компании – Takefuji. Председатель ее совета директоров Ясуо Такэй был арестован за прослушивание разговоров журналиста, освещавшего работу компании. Такэю пришлось продать принадлежавшие ему акции Takefuji. Об их покупке думали Goldman Sachs и Deutsche Bank, но на сделку так и не решились.
Длившийся более 10 лет банковский кризис в Японии стал золотым временем для компаний, занимающихся розничным кредитованием. При низких процентных ставках заемные средства обходились им всего в 2%, а клиентов они кредитовали под 30%. Но по мере оживления банковского сектора крупные японские банки, традиционно избегавшие розницы из-за ее сомнительной репутации, тоже увеличивают этот бизнес. В 2004 г. крупнейший банк страны – Mitsubishi UFJ Financial Group согласился приобрести 15% акций Acom, одной из ведущих компаний по потребкредитованию. (WSJ, 27.04.2006, Татьяна Бочкарева)