Биржевая лихорадка
Взгляды основных участников биржевого сектора привлекает прежде всего Лондонская фондовая биржа (LSE). С конца 2004 г. ее хотели купить или подумывали об этом немецкий оператор бирж Deutsche Boerse, австралийский Macquarie Bank и панъевропейская Euronext. В марте NASDAQ Stock Market предложила 2,4 млрд фунтов стерлингов ($4,2 млрд), а когда предложение было отвергнуто, купила 15% акций LSE за $780 млн. Euronext между тем начала неофициальные консультации об объединении с Deutsche Boerse. LSE же после выпада американцев обратилась к их конкуренту – NYSE Group. Эти переговоры тоже носят неофициальный характер; позавчера LSE заявила, что не получала от NYSE предложения о покупке.
Участники рынка начали искать и другие потенциальные объекты для поглощения. Слухи распространились на Borsa Italiana, управляющую Миланской фондовой биржей, которая этим летом планирует провести первичное размещение 30–40% своих акций. Ранее в ходе подготовки к IPO биржа оценивалась примерно в 800 млн евро ($991,2 млн), но рост интереса к биржам заставил Borsa Italiana и ее оценщиков повысить ее стоимость до 1,2 млрд евро ($1,49 млрд), говорит источник, знакомый с ситуацией. “Мы заинтересованы в том, чтобы участвовать в реорганизации европейского биржевого сектора, – заявил Массимо Капуано, гендиректор Borsa Italiana. – Это может быть консолидация или международное партнерство”. По данным Международной федерации бирж, совокупная стоимость торгующихся на Borsa Italiana национальных компаний составила в марте $840,4 млрд. Для LSE этот показатель равен $3,2 трлн, NASDAQ – $3,8 трлн, NYSE – $13,9 трлн.
В прошлом руководители Borsa Italiana говорили, что главным партнером считают LSE. Но прежде чем задумываться о каких-либо вариантах консолидации, Borsa Italiana хочет завершить IPO, а разговоры об объединении добавляют ей привлекательности в глазах инвесторов, говорит Капуано.
В разговорах о консолидации постоянно фигурирует и шведская OMX Group. В 2000 г. она пыталась организовать враждебное поглощение LSE, но неудачно. Лондонская биржа может быть заинтересована в покупке OMX, но сейчас ее больше волнуют возможные сделки с крупными биржами, говорят информированные источники. Капитализация компаний на шести подконтрольных OMX биржах Скандинавии и Балтии составила в марте $838,9 млрд. “Безусловно, крупные биржи прежде всего ориентируются на партнерство с такими же крупными игроками, но не игнорируют и более мелких. Никто не знает, как обернется дело, так что было бы недальновидно не рассматривать альтернативные варианты”, – говорит Эндрю Митчелл, аналитик инвестбанка Fox-Pitt Kelton.
Биржевая лихорадка докатилась до Азии, где котировки акций тех бирж, что являются публичными компаниями, стали расти. Больше всего – почти в два раза – выросли акции OSE. Инвесторы надеются, что какая-либо из ведущих бирж постарается приобрести пакет акций OSE и таким образом проложить себе дорогу на огромный (и растущий) японский фондовый рынок.
OSE сильно отстает от Токийской фондовой биржи (TSE), на которую приходится 94% объема торгов акциями в Японии. Но TSE – не публичная компания, и инвесторы отыгрывают все новости на акциях OSE. Кроме того, в листинге OSE присутствует немало “голубых фишек”, таких как Toyota Motor и Canon, а совокупная капитализация компаний составляет $3,06 трлн. Правда, большинство этих компаний присутствуют и на TSE (общая капитализация – $4,69 трлн).
NASDAQ уже сотрудничала с OSE: в 1999 г. они создавали в Японии площадку для небольших, быстро растущих компаний. NASDAQ затем вышла из проекта. Сейчас OSE не интересует американцев, говорит человек, знакомый с позицией руководства NASDAQ, но регион в целом интересен для биржи, которая хотела бы привлечь на свою площадку азиатские компании. Партнерство с OSE может быть полезным для крупной иностранной биржи: обе биржи могли бы включать акции партнера в свой листинг, а повышение ликвидности на OSE заставило бы больше компаний размещать на ней свои акции, полагает Филиппа Аллен, управляющий директор ComplianceAsia Consulting. (WSJ, 24–25.04.2006, Михаил Оверченко)