ВДАЛИ: Сити бросают вызов
Прежде большинство попыток построить в Сити очередной блестящий гигант из стекла и бетона и тем самым увеличить количество офисных площадей разбивалось в мелкие брызги о несокрушимый гранит хранителей финансового сердца Лондона.
Одно из объяснений – явное нежелание людей, принимающих решения, которые касаются облика Сити, что-либо менять. Банкиры и финансисты, страховые брокеры и адвокаты на протяжении долгих веков обитали на “Квадратной миле”, вполне успели ее обжить и всегда чувствовали себя совершенно комфортно.
Теперь в муниципальной управляющей организации под названием Corporation оf London, которая контролирует жизнь лондонского сердца, настроения переменились: сторонники обновления архитектурного облика Сити взяли верх.
Многие связывают это с появлением во главе отдела планирования корпорации Питера Уинна Риза, который не перестает настаивать на том, что в Сити должны строиться небоскребы. Правда, до сих пор новаторским идеям Риза сопротивляется правительственная организация English Heritage, в обязанности которой входит охрана исторических памятников.
Впрочем, было бы неправильно связывать перемены, которые произошли в настроениях Corporation of London, с одним-единственным человеком, пусть даже и ее руководителем. Строго говоря, разговоры о перемене облика Сити и о появлении его конкурентов начались в далекие 1980-е годы. Тогда правительство Маргарет Тэтчер приложило немало усилий, чтобы привлечь инвестиции и создать рабочие места в самых заброшенных уголках Британской империи, в том числе и в портовом районе Лондона – London Docklands. Правительство обещало построить новую транспортную инфраструктуру и предоставить щедрые налоговые льготы тем, кто отважится инвестировать в небольшой, но диковатый район в нескольких милях к востоку от “Квадратной мили”.
На призыв откликнулись канадские девелоперы в лице Olympia & York, попытавшиеся превратить офисный комплекс Canary Wharf и прилегающую к нему территорию, поросшую бурьяном, в деловой центр. Поначалу попытка казалась неудачной. К 1995 г. Canary Wharf оказался в руках кредиторов и грозил превратиться в “белого слона” – так называют собственность, которая требует крупных денежных вливаний и совершенно бесполезна.
Но со временем ряд арендаторов, в том числе несколько инвестиционных банков из США, оценили этот объект, главным образом благодаря низким ценам аренды и просторным помещениям.
Репутация района стала восстанавливаться. Число арендаторов заметно увеличилось, а среди тех, кто подписал договоры на аренду относительно недавно, фигурируют такие известные имена, как перестраховочная компания Aon или американский банк State Street.
Сейчас и известная аудиторская компания KPMG приступила к переговорам о том, чтобы открыть на этой площадке офис, в котором будут работать 4000 человек. Таким образом, в сердце Лондона фирма намерена оставить всего 2000 сотрудников. “Нам нужны офисы высокого качества, и потому мы пришли к выводу, что лучшее предложение на рынке – от Canary Wharf”, – рассказывает представитель компании Гэвин Хаулгейт.
Так что сегодня руководство Canary Wharf с уверенностью смотрит в будущее. Причем настолько, что в сотрудничестве с девелоперами из компании Ballymore планирует строительство по соседству нового комплекса под названием Wood Wharf, в котором общий объем площадей составит 500 000 кв. м.
Но если успех Canary Wharf никого в Сити особо не обеспокоил, то с появлением новых конкурентов сердце Лондона забилось чаще.
К югу от Темзы и совсем недалеко и от Сити, и от Вест-Энда, в районе Саутарк, быстро формируется новый центр корпоративной жизни. Довольно неприглядный район, каким он был всего 10 с небольшим лет назад, сейчас неузнаваемо преобразился. В последние годы сюда пришли модные рестораторы, открывшие здесь свои заведения. В числе прочих достопримечательностей – Tate Modern gallery и театр “Глобус”, созданный еще самим Уильямом Шекспиром. Офисы компаний не замедлили себя ждать. В результате появились целые деловые кварталы. Например, More London, неподалеку от Лондонского моста; за галереей Tate – квартал Bankside, проект, разработанный крупнейшей в Великобритании девелоперской компанией Land Securities, а также 12-этажное офисное здание Palestra, которое будет располагаться на Блэкфрайарс-Роуд.
Многоопытный предприниматель на рынке недвижимости Ирвин Селлар рассчитывает построить рядом с Лондонским мостом самую высокую башню в Западной Европе – Shard of Glass.
К западу от Сити район, который исторически называется mid-town (Срединный город), тоже обретает привлекательность в глазах представителей бизнеса. Land Securities уже заручилась предварительными соглашениями в том, что Deloitte интересен ее проект на Нью-Феттер-Лейн площадью 65 000 кв. м.
Но главная угроза Сити надвигается с севера. Компания Ardent, которая занимается девелопментом в районе Кингс-Кросс, в марте получила наконец разрешение на застройку участка площадью 27 га в непосредственной близости от одноименного вокзала. В ближайшие 10 лет Ardent должна построить там 418 000 кв. м офисных площадей.
“Район Кингс-Кросс должен стать одним из крупнейших в Лондоне транспортных узлов, что, несомненно, сделает его особенно привлекательным для желающих купить или арендовать недвижимость”, – убежден Марк Чарлтон, руководитель исследовательского отдела в риэлторской компании Colliers CRE.
Другой лакомый участок площадью 6 га располагается в районе другого вокзала – Юстон. За право построить на нем новый офисный комплекс общей площадью 400 000 кв. м бьются такие звезды британского рынка недвижимости, как Chelsfield Partners, Stanhope и British Land.
И это еще не все. Планов громадье дополняется и другими проектами – Stratford City на северо-востоке Лондона, Battersea Power Station и еще несколько проектов в районе вокзала Пэддингтон, новая застройка района Ватерлоо и Elephant & Castle в южной части и еще целый ряд новых деловых районов, которые в будущем составят конкуренцию Сити. По словам Чарлтона, к 2016 г. Лондону потребуется около 10 млн кв. м новых офисных площадей. Если это так, то пустовать новые офисы не будут. Если же прогноз ошибочен, то в городе образуются сотни тысяч квадратных метров пустующих площадей. (FT, Екатерина Кудашкина)