НАВСТРЕЧУ САММИТУ: Смерть “восьмерки”


Согласно Декларации Рамбуйе 1975 г., а также традиционным коммюнике по итогам встреч глав государств, “группа восьми” – это крупнейшие промышленно развитые демократические государства мира. Более чем 30-летняя деятельность клуба подтвердила набор существенных критериев для членства в нем: демократический политический режим, значительные размеры экономики, высокий уровень экономического и институционального развития, свободная конвертируемость национальной валюты, членство во Всемирной торговой организации, в Организации экономического сотрудничества и развития, в Международном энергетическом агентстве, приверженность целям и принципам международного сотрудничества.

Россия – член “группы восьми”?

Соответствия лишь нескольким (но не всем) из упомянутых требований, пусть и при наличии дополнительных особенностей, недостаточно для членства страны в этой группе. По численности населения Китай и Индия превосходят всех членов “восьмерки” вместе взятых. Китайский ВВП по паритету покупательной способности валют (ППС) больше ВВП всех стран клуба, кроме США, индийский валовой внутренний продукт – также по ППС – уступает только США и Японии (расчеты Института экономического анализа на основе данных Программы международных сопоставлений за 2002 г.). Китай, Индия, Пакистан имеют ядерное оружие. Саудовская Аравия является крупнейшим поставщиком нефти на мировой рынок. Однако этого недостаточно для членства в самом эксклюзивном клубе современного мира.

Нынешняя Россия соответствует лишь одному из критериев группы – размерам экономики, рассчитанным по ППС. В 2005 г. ее ВВП был 10-м в мире. Хотя это место и ниже позиций Китая, Индии и Бразилии, не являющихся членами группы, оно все же выше 13-го места Канады. По ВВП, рассчитанному по обменным курсам, Россия в 2005 г. была на 13-м месте в мире, отставая от Канады в полтора раза и уступая таким странам – не членам группы, как Китай, Испания, Бразилия, Корея, Индия.

По всем остальным позициям нынешняя Россия условиям “восьмерки” не соответствует. Российский рубль не является свободно конвертируемой валютой по капитальным операциям, Россия не является членом ВТО, ОЭСР и МЭА. Одно это исключает участие российских представителей в дискуссиях по валютным вопросам и вопросам мировой торговли в рамках клуба.

Россия не является экономически развитой страной. Расчеты Института экономического анализа свидетельствуют о том, что по ВВП на душу населения по ППС Россия находится на 69-м месте в мире (33% от среднего значения по “группе семи”), пересчет ВВП на душу населения по обменным курсам опускает ее до 15% от среднего значения по “семерке”. По среднегодовым темпам инфляции в последние пять лет Россия оказывается на 161-м месте среди 180 стран мира (отставание от “семерки” – на порядок).

С 2005 г. Россия не является политически свободной страной. По индексу политических прав Freedom House она находится на 168-м месте среди 192 стран мира, по индексу коррупции Transparency International – на 126-м среди 159 стран, по индексу фаворитизма правительственных решений – на 85-м месте из 106 стран, по индексу защиты прав собственности – на 88-м месте из 108 стран, по индексу независимости судебной власти – на 84-м месте из 102 стран (три последних индекса рассчитываются Всемирным экономическим форумом). “Восьмерки” как группы демократических государств больше нет.

Другая “восьмерка”

Если сформировать группы стран, уровень экономического, институционального, политического развития которых в наибольшей степени соответствует нынешнему состоянию дел в России, то получаются несколько иные “группы восьми”:

– по ВВП на душу населения – это Саудовская Аравия, Ботсвана, Венесуэла, Уругвай, Таиланд, Мексика, Оман;

– по среднегодовым темпам инфляции в последние пять лет – Мозамбик, Гвинея, Иран, Нигерия, Эритрея, Гаити, Венесуэла;

– по уровню политических и гражданских свобод – Чад, Ирак, Иран, Пакистан, Оман, Руанда, Сомали;

– по скорости уничтожения базовых институтов современного государства и гражданского общества в последние 15 лет – Непал, Белоруссия, Таджикистан, Гамбия, Соломоновы Острова, Зимбабве, Венесуэла.

Принципиальными оказываются различия между “семеркой” и Россией по практически всем существенным вопросам мировой повестки, по целям, преследуемым их правительствами, по характеру поведения на международной арене. В дополнение к “визовым” и “куриным” войнам против соседей России теперь добавились “электрические”, “газовые”, “винные” (впереди ? “минераловодные”?) войны.

В официальных средствах массовой информации России развязана пропагандистская истерия – против защищающих демократический путь развития Украины, Молдовы, Грузии, против стран Балтии, Европы, США. Именно они оказались в рядах внешнеполитических врагов нынешнего российского руководства, в роли главных целей фактически ведущейся новой холодной войны. Одновременно обнаружились и внешнеполитические друзья российских властей – нынешние лидеры Белоруссии, Узбекистана, Ирана, Алжира, Венесуэлы, Мьянмы, движения “Хамас”. Тоже своего рода “группа восьми”.

Полярные различия между “семеркой” и Россией практически по всем критериям имеют, судя по всему, неслучайный характер. В их основе лежат фундаментальные различия в видении современного мира, в представлениях о том, что возможно и что недопустимо в действиях государственной власти, в базовых ценностях. Отражением этого стали взятые на вооружение идеологические концепции “вертикали власти”, “государства как корпорации”, “энергетической супердержавы”, кампания по отрицанию прав человека, провозглашенных Декларацией ООН.

Участвовать или не участвовать?

То, что сегодняшняя Россия не соответствует критериям “группы восьми”, перестало быть предметом серьезных дискуссий. Ответ очевиден. “Никто в столицах “семерки” не торопится в Санкт-Петербург”, – замечают дипломаты. Вопрос, занимающий их головы сегодня, в другом – участвовать ли их лидерам в петербургском саммите или нет. Идеалисты призывают бойкотировать. Прагматики называют бойкот пощечиной и советуют все же ехать – “конечно, если Россия не нападет на Украину”. Что бы ни произошло, скандал неизбежен в любом случае – и тогда, когда встреча не состоится, и тогда, когда она произойдет. Собственно, он уже начался – трудно назвать иначе само обсуждение вопросов о приемлемости и российского членства, и российского председательства в клубе, об условиях, способах и форме участия глав “семерки” в саммите, о характере отношений России с соседями.

Попытки прагматиков подобрать причины, оправдывающие участие в саммите, принесли плоды, хотя и скромные: энергетическая безопасность и желание попытаться вновь убедить российское руководство принять универсальные демократические ценности. Ожидать существенных результатов по этим вопросам наивно.

Как российскими властями понимается энергетическая безопасность, они уже продемонстрировали. Вместо либерализации и приватизации энергетики они делают прямо противоположное как внутри страны – национализируя частные компании, цементируя контроль госкомпаний за электрическими сетями и трубопроводной системой, так и за ее пределами – пытаясь навязать нерыночные способы управления энергетикой теперь уже и остальному миру. “Семерка” с этим согласится?

Воспитание же российского руководства в духе универсальных демократических ценностей непрофессионально, неэффективно, нелепо. Кто серьезно полагает, что, послушав лидеров “семерки”, российские власти радикально изменятся? Прекратят разгром гражданского общества? Обеспечат свободный избирательный процесс на выборах 2007 и 2008 гг.? Остановят кампанию запугивания своих оппонентов? Отменят антидемократические законы, принятые за последние годы? Перестанут командовать судебной системой? Отменят контроль за средствами массовой информации? Восстановят на своих местах уволенных журналистов и редакторов? Откроют закрытые газеты? Вернут гражданам и компаниям незаконно присужденные штрафы? Перестанут вмешиваться в дела бизнеса? Остановят национализацию частных компаний? Вернут конфискованные активы их собственникам? Возвратят миллиарды долларов государственных средств? Проведут судебные процессы над чиновниками, судьями, прокурорами, принимающими незаконные решения?

Да и российские власти, отвергающие такое менторство, будут по-своему правы. “Восьмерка” – это не место обучения правилам поведения. В клубе джентльменов не занимаются воспитанием его членов. Джентльменам не надо объяснять достоинства универсальных ценностей.

Само появление предложений по воспитанию российского руководства в демократическом духе показывает, что нынешняя Россия не воспринимается полноценным членом этого клуба даже теми, кто собирается ехать в Петербург. И это еще одно подтверждение фактической смерти “восьмерки”. Теперь и как клуба.

Привет диктаторам всего мира!

Что произойдет в результате саммита “восьмерки” 2006 г., благодаря ему, после него?

Руководители стран “семерки” могут иметь какие угодно представления о том, зачем они едут в Петербург. Но главное заключается не в том, какие объяснения будут предложены, а в том, как эта встреча на самом деле будет восприниматься в их странах, в России, в мире. И как будет использована.

Саммит “восьмерки” не может и не будет восприниматься иначе как поддержка самой влиятельной организацией Запада нынешнего российского руководства. Как политическая и моральная поддержка “семеркой” действий российских властей по уничтожению законности, нарушению прав человека, удушению свободы слова, ликвидации демократии, дискредитации неправительственных организаций, национализации частной собственности, использованию энергии в качестве политического оружия, агрессии против демократически ориентированных соседей.

Приехав в Петербург, лидеры “семерки” продемонстрируют свое безразличие к судьбе свободы и демократии в России. Это станет наилучшим подтверждением того, о чем не устает повторять российское руководство: между нами и западными лидерами нет принципиальных отличий; так же, как и мы, они создают лишь впечатление заинтересованности в защите прав человека и рыночной экономики; так же, как и мы, они лишь говорят о свободе и демократии.

Саммит “восьмерки” в Петербурге не может восприниматься иначе как одобрение последовательного подрыва российскими властями базовых принципов современной цивилизации – принципов, руководствуясь которыми Запад стал Западом. Как еще один, но очень важный шаг в политике умиротворения нынешней российской власти. Как вдохновляющий пример для авторитарных режимов во всем мире. Как триумф сегодняшних диктаторов и приглашение будущим тиранам.

Ни у кого не должно быть сомнений по поводу того, будет ли в мире после такого саммита больше или меньше свободы, больше или меньше демократии, больше или меньше агрессии.

Саммит “восьмерки” – далеко не единственное, что влияет на судьбу России. Но это и далеко не последнее событие. Вот почему для российских патриотов, кровно заинтересованных в будущем своей страны, очень важно, чтобы Россия была членом “группы восьми”. Но как свободная, демократическая и развитая страна.

Независимо от того, в каком формате состоится петербургский саммит, одно ясно уже сейчас. “Восьмерки” как клуба развитых демократических государств больше нет. Петербургский саммит сделает ее формальную ликвидацию неизбежной. Придет ли ей на смену возрожденная “семерка” или новая “четверка”, или какая-то другая организация – для России этот вопрос будет носить академический характер. В новом клубе места для России не будет.