Уроки терпения
Имя предпринимателя Сабира Батии прекрасно известно не только в родной Индии, но и далеко за ее пределами. Мировую славу принесло ему его изобретение – почтовая служба Hotmail, которую он создал вместе с партнерами после окончания Стэнфордского университета. В декабре 1997 г. его компанию купила Microsoft за $395 млн. Но Батия не стал почивать на лаврах. “Мое место там, где проблемы реального мира встречаются с возможностями современных технологий, – рассказывает Батия. – Предпринимательство – это судьба, но это и тяжелый выбор. Часто ты остаешься один на один со своей идеей, поэтому так важно верить в себя”.
После продажи Hotmail Батия остался ею руководить, будучи уже наемным менеджером Microsoft. Однако в иерархии компании Билла Гейтса он не прижился. В 1999 г. он уволился, выплатив работодателю неустойку за досрочное расторжение контракта в размере $30 млн. Свой уход он объяснил нежеланием жить по принятым в компании правилам, которые подавляли его творческое начало.
Поэтому он вернулся к предпринимательству. Но его следующий проект потерпел фиаско. Сайт Arzoo, запущенный в 1999 г., должен был выполнять роль виртуальной университетской аудитории, в которой эксперты отвечали бы на технологические вопросы компаний и частных лиц. Но на этот раз Батии не повезло ни со временем запуска проекта, ни с командой, его воплощающей. Ошибка оказалась дорогостоящей. Батия вложил $8 млн собственных средств и привлек еще $7 млн. Только на зарплату 50 американским инженерам он тратил по $500 000 в месяц. Через два года после запуска стало понятно, что прибылью даже не пахнет. Батия сказал: “Хватит!”
Могущество сверхидей
После болезненного провала Батия стал гораздо лучше взвешивать свои возможности и задумался о своей роли в проектах. “Моя роль – это роль новатора – основателя – руководителя. Таким образом, я развиваю идеи, которые мне близки, и развиваю свои связи”, – говорит он. Традиционную деятельность венчурных капиталистов он считает слишком узконаправленной. Их интересуют проекты, которые сразу начнут приносить отдачу. “Я же просто в восторге от хороших идей и хочу претворять их в жизнь. Когда деньги идут на развитие интеллектуальной собственности, ты знаешь, что даже если сейчас рынка сбыта нет, то он неизбежно появится завтра. В этом сила сверхидей”, – считает он.
Его следующим шагом стала покупка доли американской компании Navin Communications. Navin, созданная на деньги живущих в США индийцев, поначалу разрабатывала программу для передачи голосовых данных через Интернет, а затем создала технологию, которая позволяла собирать данные из баз данных и рассылать их на мобильные телефоны в виде текстовых сообщений. Когда дела в Arzoo пошли не совсем гладко, Батия решил диверсифицировать риски и вложил в новое предприятие $5 млн. А решив закрыть Arzoo, Батия ушел в годичный отпуск, во время которого путешествовал и играл в гольф.
Человеческий капитал
Вернувшись из отпуска, он попытался встать у руля Navin, но в отношениях с новыми партнерами возникли проблемы: они навязали ему топ-менеджера, с которым он не смог найти общий язык. После этого он понял, что даже в компаниях, которые основаны на самых передовых технологиях, самым ценным является человеческий капитал. Решением проблемы в Navin стало сотрудничество с Йогешем Пателом, который возглавил технологическую деятельность компании. Вскоре стало понятно, что Пател и Батия понимают друг друга с полуслова. Благодаря их сотрудничеству был создан коммерческий продукт, который позволяет любому пользователю компьютера в любой точке земного шара позвонить на стационарный или мобильный телефон в Индии всего за одну рупию в минуту.
В прошлом месяце Батия запустил еще один проект – blogeverywhere.com, который представляет собой попытку войти в мир столь популярных сейчас блогов (сетевых дневников). Суть его такова: пользователю предлагают скачать программу, которая позволяет оставлять свои комментарии на любой странице в Интернете и поддерживать дневники на самых популярных “дневниковых” сайтах в Сети. Идея проекта принадлежит соотечественнику Батии Ширазу Кангою, бывшему инженеру Cisco. Впервые услышав о проекте, Батия сразу им заинтересовался. Его устроило почти все, кроме цены. Услышав, что на разработку потребуется $5 млн, он сказал нет. И пригласил Кангоя приехать в Индию, где то же самое можно осуществить в два с половиной раза дешевле. Как и большинство индийских предпринимателей, Батия свято верит в будущее своей родины. Но не ждет быстрой окупаемости своих вложений: “Я не жду отдачи от своих идей по меньшей мере два года”. Может быть, поэтому он один из немногих индийских бизнесменов, которым удалось прославиться на весь мир. (FT, 5.04.2006, Полина Михалева)