КРУПНЫЙ ПЛАН: Пиратов побьют рублем
Двухступенчатый подход к выпуску легальных DVD может ощутимо потеснить пиратов. Большие окна между премьерой и выходом DVD (от четырех месяцев до полугода) стимулировали пиратство, говорит генеральный директор “Информзащиты” Михаил Чупов. “А пиратские копии доступны через неделю или даже в день премьеры”, – добавляет Борисов. Если в этих условиях появляется лицензионный продукт, это оттолкнет потребителей от пиратов, соглашается Добычин.
Дешевизна дисков Universal Pictures Rus связана с отсутствием дополнительных материалов и не столь высоким качеством изображения, а стоить они будут примерно 150 руб. – дешевле обычных лицензионных DVD. “Такие версии будут выходить через четыре недели после премьеры, а полные – через четыре месяца”, – рассказывает генеральный директор Universal Pictures Rus Егор Борисов. Первым в облегченной версии вышел фильм Doom – 150 000 дешевых дисков по 150–200 руб. “Продажи пиратских копий [до 100 руб. за диск] снизились на 60–70%”, – радуется Борисов.
“Universal Pictures выступают пионерами, предлагая продукцию по такой низкой цене и с таким коротким окном”, – признает генеральный директор по России и СНГ Warner Home Video Марина Трушина. Но по такой схеме работает все российское кино, уточняет директор компании “Видеосервис” (дистрибутор Disney и Sony) Вячеслав Добычин. В России это впервые опробовала “Первая видеокомпания” в 2004 г., на фильме “72 метра”. “Мы предложили диск по цене, равной той, которая сложилась на пиратском рынке”, – рассказывает генеральный директор “Первой видеокомпании” Екатерина Павлова. Теперь все проекты, потенциально интересные для пиратов, “Первая видеокомпания” сначала выпускает в дорогой версии (300–500 руб.) с пятиканальным звуком и разными дополнительными материалами, а затем в бюджетной (60–150 руб.) большим тиражом. Последний релиз компании – “Дневной дозор”. “Мы продали 1,5 млн дисков бюджетной версии и 400 000 дорогой”, – говорит Павлова.
По данным Борисова, в 2005 г. в России было выпущено 21 млн легальных дисков и примерно 300 млн – пиратских. Рынок лицензионной продукции Борисов оценивает в $200 млн, а пиратской – в несколько миллиардов. В этом году в России будет выпущено около 500–600 млн дисков, из которых подавляющее большинство – пиратские. Подход Universal может оправдать себя, но не на 100%, считают производители. Трушина отмечает, что маржа торговцев пиратской продукцией все равно выше, чем торговцев легальной, пусть и дешевой. Павлова же полагает, что стратегия Universal оправдается, так как компания “заработает больше не на единице товара, а на объеме”.
Но пока тактика Universal рассчитана только на столицы – в регионах не развиты дистрибуторские сети. “Дешевые диски могут просто не дойти до покупателя”, – считает Чупов. В “Universal России”, которая является дистрибутором не только для своих фильмов, но и для продукции Warner Brothers и New Line Cinema, признают, что региональная сеть все еще находится в стадии формирования. Как говорит Борисов, “основной задачей до конца года для нас является налаживание прямых партнерских отношений с крупными видеоигроками во всех городах с населением более 500 000 человек”. В компании “Видеосервис” свою региональную сеть считают сильной, но развивать ее все равно собираются. “У нас сейчас 13 офисов в крупнейших городах страны, и мы будем только расширяться”, – говорит Добычин.
Егор Борисов надеется, что в скором будущем и другие западные студии, работающие в России, оценят предложенную стратегию. Марина Трушина из Warner Home Video говорит, что ее компания в ближайшем будущем стратегию менять не намерена и по поводу даты релиза и цены решения будут приниматься отдельно по каждому фильму. В “Видеосервисе” и рады бы перенять удачный опыт коллег, но не могут принять такое решение самостоятельно – все зависит от мнения студий. При этом Добычин добавляет, что в будущее смотрит с оптимизмом и не исключает даже более прогрессивных, чем у Universal, изменений. “Возможно, мы будем выпускать DVD день в день с премьерой”, – говорит он.