Бизнес-волапюк
Каждые 3–5 лет в бизнес-сообществе появляются новые сленговые выражения. “Цикл аккурат совпадает с очередным призывом в глобальные компании новых топ-менеджеров, – говорит Дэвид Д’Алессандро, бывший гендиректор John Hancock Financial Services, которая сейчас является подразделением Manulife Financial. – Внезапно обнаружив, что они теперь главные, новые гендиректора стараются заставить всех в песочнице играть по их правилам, в том числе и через утверждение новых понятий, концепций и терминов, за которыми редко скрывается реально новое сущностное наполнение”.
Вы находитесь на обочине мировых бизнес-процессов, если употребляете такие слова и выражения, как rightsizing (“оптимизация структур”), digitization (“внедрение IT-технологий”) или war for talant (“война за таланты”). Теперь самые продвинутые гендиректора говорят о delayering (“сокращение уровней”), Web 2.0 (“Интернет-2”) и knowledge acquisition (“поглощение знаний”). “Слишком часто новые термины используют для того, чтобы прикрыть свои истинные намерения”, – считает Уоррен Беннис, профессор менеджмента из Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Невинное “сокращение уровней” означает увольнение лишних менеджеров – это последнее слово в деле “оптимизации структур”. “Поглощение знаний” – антоним “сокращения уровней”, при этом его надо отличать от ныне архаичной “войны за таланты”. Прошли уже те времена, когда топ-менеджеры боролись за приличных сотрудников. Теперь компаниям нужно уметь выделять в потоке резюме кандидатов, которые обладают именно теми знаниями и навыками, которые помогут компании сохранить конкурентоспособность. Поэтому и говорят о “поглощении знаний”, которое, разумеется, невозможно без другого новомодного понятия – “развития навыков” (skill development).
Те или иные термины также могут стать модными, подчиняясь циклическому развитию рынка. Еще несколько лет назад топ-менеджеры постоянно говорили о “стратегии” (strategy). Теперь – об “исполнении” (execution). “Просто рынок качнуло в обратную сторону. Стало понятно, что невозможно постоянно повторять “стратегия”, когда ничего ровным счетом не меняется. Поэтому нужда заставила заниматься делом”, – считает Майкл Менкинс, управляющий партнер консалтинговой компании Marakon.
Некоторые слова придумывают консультанты, которые затем начинают их распространять среди своих клиентов. В конце 1990-х гг. консультант Джим Коллинз придумал аббревиатуру БХАГ (Big Hairy Audacious Goals – “большие волосатые честолюбивые цели”). Вскоре о БХАГах говорили все, кому он давал советы.
Ряд новомодных словечек – не более чем эвфемизмы, за которыми скрываются негативные явления. “Если о бизнесе говорят, что он “чувствителен к объемам” (volume sensitive), значит, там невозможно снизить издержки. Если у компании “нишевая стратегия” (niche strategy), значит, у нее небольшой бизнес и маленькие перспективы, – говорит Эл Кох, управляющий директор консалтинговой компании Alix Partners из Детройта. – А если вы слышите, что кто-то говорит о том, что возможности для негативного развития ограничены (limited downside), значит, дела идут хуже некуда”. (WSJ, 27.03.2006, Полина Михалева)