“Если правильно вести бизнес, прибыли сами о себе позаботятся”


За свою почти полувековую историю компания, основанная Джеком Тейлором, отцом Энди, смогла существенно вырасти, не прибегая к масштабным поглощениям. Последние семь лет Enterprise Rent-A-Car едва ли не каждый день открывала новое подразделение в Северной Америке и Европе.

Но теперь, чтобы сохранить прежние высокие темпы роста бизнеса, Тейлор решил попробовать новые подходы. В компании, штаб-квартира которой находится в миссурийском Сент-Луисе, сейчас работает более 62 000 человек, а ее выручка в финансовом году, завершающемся 31 июля 2006 г., превысит, как ожидается, $9 млрд. Автомобильный парк Enterprise Rent-A-Car насчитывает порядка 800 000 легковых и грузовых машин, и Тейлор утверждает, что его компания является самым крупным в мире покупателем новых автомобилей.

Рост изнутри позволил Enterprise сохраниться в виде того, что Тейлор называет “конфедерацией малого бизнеса”, корпоративная культура которого нацелена на обслуживание потребителей и проникнута духом предпринимательства и командной работы. Менеджеры филиалов Enterprise, число которых в разных странах уже достигло 7000, по-прежнему проводят ежегодные встречи, каждый раз заполняя сразу несколько отелей в Орландо, штат Флорида.

И все же теперь простая тактика открытия новых офисов уже, похоже, начинает исчерпывать себя, заставляя Тейлора искать новые способы расширения бизнеса.

Двигаться быстрее

Он полон энергии и любит говорить о себе: “В этом 58-летнем теле по-прежнему живет мальчишка”. Когда главный управляющий британского подразделения Enterprise предложил долгосрочный план создания новых пунктов проката в Лондоне, Энди отверг его: “Из этого плана следует, что, когда мне стукнет 95, мы закончим осваивать Лондон. Извините, но хотелось бы продвигаться быстрее”.

На нынешнем этапе установка “двигаться быстрее” означает отход от старой испытанной стратегии расширения Enterprise. Не так давно компания заключила партнерское соглашение с J.P. Morgan Chase с целью оценить возможность покупки Europcar – крупнейшего в Европе оператора автомобильного проката, выставленного на продажу корпорацией Volkswagen. Но в начале марта немецкий автомобилестроитель согласился продать Europcar французской инвестиционной компании.

Если бы Enterprise все же успела сделать альтернативную заявку на приобретение Europcar, ей пришлось бы действовать крайне осторожно, поскольку по условиям продавца покупатель не получал доступа к оперативному управлению и обязан был сохранить прежний менеджмент.

“Нельзя, в частности, затевать интеграцию с другой компанией, не имея общей корпоративной культуры”, – говорит Тейлор. Но найти такого партнера Тейлору непросто. Все 78 главных управляющих Enterprise начинали свою карьеру в компании со стажерской работы за кассой и на автомойке. Энди Тейлор и сам прошел подобный путь, еще будучи школьником в Сент-Луисе. На работе в Enterprise Энди полностью сосредоточился в 1973 г., успев до этого получить диплом MBA в Университете Денвера и проработать три года в лизинговой компании в Сан-Франциско. Сейчас он занимает посты председателя совета директоров и генерального директора Enterprise.

Другие руководители компании также являются ее ветеранами. Дон Росс, занимающий пост президента, в апреле справит 42-летие своей работы в Enterprise, а Пэм Николсон, директор по операционной деятельности, работает в компании уже 25 лет.

Два вопроса

“Мы наклоняем головы, чтобы лучше слышать клиентов”, – излагает Тейлор философию собственного бизнеса, которая позволила Enterprise найти свою нишу на рынке. В то время как Hertz и Avis ориентируются прежде всего на обслуживание в аэропортах, компания Тейлора фокусируется на клиентах, заказывающих машины из дома.

Поначалу компания получала основные доходы благодаря заказам страховых компаний и автодилеров, предоставляющих клиентам автомобили взамен поврежденных или украденных. Но в начале 1970-х один из менеджеров подразделения Enterprise в Орландо предложил схему, ставшую впоследствии основной в портфеле услуг компании. Клиентам предоставлялась возможность получить машину в аренду прямо у дома или офиса. Позже этот вид услуг был диверсифицирован – появились варианты для служащих, отправляющихся в дальние поездки, и для семей, желающих взять напрокат внедорожник на уикенд. Точки проката в аэропортах появились у Enterprise лишь в 1995 г. Между тем сейчас в США, по оценке аналитиков из Auto Rental News, аренда автомобилей из дома приносит отрасли больше доходов, чем обслуживание в аэропортах.

По замыслу Тейлора дальнейший рост Enterprise будет происходить за счет как индивидуальных услуг, так и операций с мелкими и средними компаниями. “Enterprise в мире наземных перевозок стала примерно тем же, чем Starbucks – в мире кофеен, – говорит консультант Нил Абрамс. – Компания взяла концепцию семейного предприятия, создала сильный брэнд и сумела использовать все плюсы от роста масштабов бизнеса”.

Конкуренты не могли не заметить эффективность подобной стратегии. К примеру, Hertz начиная с 1999 г. открыла уже 1100 новых точек проката автомобилей, не связанных с аэропортами, расширив это направление своего бизнеса более чем в четыре раза.

Enterprise не публикует свои финансовые результаты, но Standard & Poor’s в прошлом году повысило ее кредитный рейтинг, отметив, что у нее “самое благоприятное финансовое состояние в отрасли с очень сильными показателями прибыли и денежных потоков”.

Для оценки своей эффективности Enterprise, по словам Тейлора, использует четыре основных показателя, причем внушительные прибыли – наименее приоритетный из них. “Если вы правильно ведете бизнес, прибыли сами о себе позаботятся”, – говорит глава компании. Более важным он считает так называемый “индекс качества услуг Enterprise” (ESQi). Впервые он был введен в начале 1990-х, когда число жалоб со стороны клиентов стало расти, а топ-менеджерам казалось, что повода для беспокойства нет. Сейчас каждому 15-му клиенту Enterprise задают два вопроса – “Удовлетворены ли вы?” и “Будете ли вы в дальнейшем арендовать машины у нас?”. Менеджеры могут рассчитывать на повышение лишь при условии, что в их подразделении показатель ESQi выше среднего по компании, независимо от прибыльности подразделения. Узнав, что в феврале доля “полностью удовлетворенных” клиентов впервые поднялась выше 80%, Тейлор отметил это достижение распитием бутылки своего любимого южно-африканского вина Rupert & Rothschild.

Семейный подряд

Какой бы путь развития ни избрала Enterprise, она всегда будет оставаться делом Тейлоров. “Мы решили, что эта компания будет оставаться бизнесом для многих поколений нашей семьи”, – говорит Энди.

Джек Тейлор, которому сейчас 83 года, большую часть времени проводит во Флориде. Он отошел от активного управления делами, хотя почти ежедневно подробно расспрашивает сына о компании. Джо Энн, сестра Энди, возглавляет благотворительный фонд Enterprise, а его дочь и племянница работают в компании менеджерами среднего звена.

Все члены семьи собираются несколько раз в год на официальные встречи для обсуждения бизнеса и своей роли в нем. “Последние 5–6 лет мы очень старались создать у всех родственников как можно более четкие представления о бизнесе и его связи с членами семьи”, – поясняет Энди.

Несколько раз Тейлор приглашал для консультаций Джона Уорда, профессора Kellogg School of Management, который специализируется на управлении семейными предприятиями. Сам Энди говорит, что получил много бесценного опыта, проработав 12 лет в совете директоров пивоваренной компании Anheuser-Busch, которая также является семейным предприятием.

Впрочем, Тейлор утверждает, что не намерен заставлять свою дочь и племянницу связывать карьеру с Enterprise. “Если человек не хочет делать что-либо, бессмысленно его принуждать, – поясняет он. – Просто хотелось бы, чтобы они умели хорошо управлять бизнесом. Меня вовсе не пугает мысль о том, что у руля компании станет кто-нибудь чужой”. (FT, 13.03.2006, Александр Силонов)