ВДАЛИ: Земля есть, нужна культура
В городах к востоку от реки Миссисипи задача все больше сводится к тому, чтобы облагородить набережную, для чего нередко приходится выкупать участки земли у обосновавшихся на реке предприятий. К западу от Миссисипи авторам подобных проектов приходится в первую очередь оздоравливать саму реку.
В Хьюстоне заняты реализацией $800-миллионного проекта реанимации Буффало-Байю – мутного ручья с осыпающимися берегами. В мае горожанам уже представят часть территории площадью 9,3 га, на которой восстановлен природный ландшафт, проложены теренкуры и дорожки для велосипедистов. В городе нет четкого деления на районы жилые и коммерческие. И оттого в мэрии нет согласия, какие предусмотренные новым планом объекты в каких частях города располагать. “Это тяжелая политическая задача”, – комментирует ситуацию Патрик Филлипс, экономист из вашингтонской фирмы Economic Research Associates, консультирующий Buffalo Bayou Partnership.
А в южной Калифорнии местные власти выделили $3 млн на генеральный план восстановления берегов реки Лос-Анджелес на участке протяженностью 51 км.
Впрочем, подобные проекты скоро не делаются. Архитектурная фирма городского планирования, участвовавшая в конкурсе проектов в Лос-Анджелесе, утверждает: на то, чтобы облагородить набережные, может уйти больше 50 лет.
На протяжении долгих лет в Далласе не вспоминали, что стоит он на реке Тринити, которая несет свои мутные воды по руслу, изуродованному дамбами и каналами. Больше века обитатели города всячески приспосабливали реку к собственным нуждам, нимало не заботясь при этом о ее здоровье. Однако теперь река Тринити стала главным действующим лицом в проекте стоимостью $1 млрд, основная цель которого – вдохнуть новую жизнь в центр Далласа.
По замыслу его авторов центральная часть города будет представлять собой зеленое пространство с парками, прудами и пешеходной набережной, а над всем этим экологическим великолепием протянутся стройные мосты. Мэр Далласа Лора Миллер назвала этот проект одним из самых важных за всю историю города. Прежде всего было решено исправить допущенные когда-то просчеты. После разрушительного наводнения 1908 г. реку Тринити заковали в канал, а в ее пойме устроили городскую свалку. И даже сейчас в реку сбрасываются сточные воды, правда предварительно очищенные.
Власти города уже нашли около трети требуемой суммы и приступили к строительству первого из трех подвесных мостов, спроектированных знаменитым испанским архитектором Сантьяго Калатравой. В 1998 г., после ожесточенных политических баталий, горожане с довольно небольшим перевесом проголосовали за то, чтобы выпустить облигации на общую сумму $246 млн и использовать эти деньги на восстановление обличия Тринити. Но проект требует новых и новых финансовых вливаний. Властям штата удалось пробить дополнительное финансирование на сумму $184 млн, но и сейчас судьба проекта во многом зависит от того, насколько умело будут использовать эти источники его руководители.
Кроме того, нельзя сказать, чтобы проект пользовался всеобщей поддержкой населения города. Против него в первую очередь выступают экологические организации, которые уже подали против организаторов проекта три судебных иска. Однако до сих пор всякий раз суд выносил решение продолжать работы по проекту.
Перестройка ведется на участке площадью около 4000 га, облагораживают и заливную пойму реки – полосу длиной около 32 км и шириной до 1 км, и так называемый лес Тринити площадью около 2500 га. Городские власти рассчитывают, что, когда проект будет завершен, по обе стороны 10-метровых дамб вырастут жилые дома и коммерческие здания.
Мэр Миллер считает проект возрождения Тринити частью политики городских властей, направленной на оживление центрального района. План предусматривает и строительство специального квартала для художников, и переделку офисных зданий под жилые.
“В Далласе есть земля, – говорит Алекс Кригер, профессор Harvard Graduate School of Design и один из основателей архитектурной фирмы Chan Krieger & Associates, которая специализируется на проектировании городских зданий, а в этом проекте выступает в качестве консультанта. – Теперь этому городу требуются культура, место для отдыха и – красота”.
Справедливости ради стоит отметить, что всплески экологического самосознания в американских городах отмечались и раньше. Скажем, главная туристическая достопримечательность города Сан-Антонио – знаменитый променад River Walk был построен в 1930-е гг., когда городские власти решили построить пешеходные зоны, мосты и лестницы по берегам реки, отличавшейся склонностью к наводнениям. (WSJ, Екатерина Кудашкина)