Вопросы к Тиди
Пока “Роснефть” пытается установить контроль над оставшимися активами и деньгами ЮКОСа, внутри опальной компании разгорелся серьезный конфликт между ее московским и лондонским руководством. Борьба ведется за контроль над средствами, которые аккумулирует ООО “Торговый дом “ЮКОС-М”. Его оборот превышает 10 млрд руб. в месяц (более $4 млрд в год). “ЮКОС-М” закупает нефть у добывающих “дочек” ЮКОСа, отправляет ее на переработку и продает нефть и нефтепродукты. В отличие от счетов ЮКОСа и других его “дочек” [средства, поступающие на них тут же списываются судебными приставами в счет уплаты налогов] банковские счета “ЮКОС-М” не заморожены. Ведь средства на них, поясняет сотрудник ЮКОСа, необходимы для поддержания операционной деятельности компании.
Попытка Стивена Тиди получить контроль над этими деньгами потерпела крах. Глава сбытового подразделения “ЮКОС-РМ” Анатолий Назаров отказался выполнить его указание: уволить директора “ЮКОС-М” Станислава Винокурова, введя в “ЮКОС-РМ” должность первого вице-президента по коммерции, подчиняющегося напрямую Лондону. Московские менеджеры фактически отстранили западных от оперативного управления, говорит источник в ЮКОСе. Они заручились письмом Федеральной миграционной службы (ФМС) о том, что у Тиди “отсутствует разрешение на работу, что является грубейшим нарушением требований закона”. Кроме того, отсутствием у Тиди разрешения миграционного ведомства на работу в России заинтересовалась Генпрокуратура. Она запросила у председателя совета директоров ЮКОСа Виктора Геращенко копии протоколов советов директоров, избравших Тиди президентом ЮКОСа и поручивших Геращенко подписать с ним трудовой контракт [копия письма есть у “Ведомостей”].
Имя Стивена Тиди отсутствует в базе данных ФМС получивших разрешение на работу в России, рассказал “Ведомостям” сотрудник центрального аппарата службы. Но он может получить такое разрешение за месяц, если ЮКОС подаст соответствующие документы. А источник в органах прокуратуры говорит, что обвинить нанимателей Тиди в незаконной миграции будет сложно, ведь Тиди за время работы в ЮКОСе с мая 2005 г. ни разу не бывал в России. Он живет и работает в Лондоне. Но в рамках гражданского производства можно попытаться оспорить все решения, принятые Тиди на том основании, что на работу он был принят с нарушением законов, говорит источник в прокуратуре.
Стивен Тиди выполняет обязанность президента ЮКОСа за пределами России, что не противоречит российскому законодательству, говорит представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон. По ее словам, он был назначен на должность президента в соответствии с законом об акционерных обществах. Что же касается визы и разрешения на работу – это вопрос административного права, а не корпоративного, и их отсутствие не сказывается на его способности выполнять обязанности, порученные ему советом директоров.
Тиди имеет право управлять ЮКОСом без разрешения на работу от миграционного ведомства, если все свои решения он принимал за пределами России, соглашается Олег Шеврин, юрист, специализирующийся по трудовому законодательству. Но придирки миграционной службы и вмешательство Генпрокуратуры могут помешать Тиди управлять ЮКОСом, отмечает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. “Роснефть” тоже собирается нанять на работу американца – вице-президента Morgan Stanley Питера О’Брайна. Но представитель банка уверяет, что у О’Брайна есть разрешение миграционных органов на работу в Россию.