“МиГи” вместо долга
Восьмичасовой визит Путина в Алжир в прошлую пятницу решил главную задачу – окончательное утверждение крупнейшего пакета оружейных контрактов за всю постсоветскую историю. По итогам переговоров Путина и президента Алжира Абдельазиза Бутефлики Россия согласилась списать весь алжирский долг, а Алжир – сделать необратимыми заключенные в последние месяцы контракты на поставку оружия в объемах, которые означают полное перевооружение алжирской армии.
Алжир после гражданской войны, пик которой пришелся на 1992–1996 гг., в последние годы быстро приходит в себя, чему способствует рост доходов государства от экспорта нефти и газа. Страна все более привлекательна для иностранных инвестиций. Едва успел вылететь самолет Путина, как российские флаги в аэропорту были заменены на южнокорейские в связи с визитом представительной делегации из Сеула.
Алжирская сторона увязывала окончательное утверждение оружейных контрактов со списанием долга перед СССР в $4,7 млрд. Как сказано в соглашении об урегулировании долга, заключенном в пятницу, его списание производится с учетом решения Алжира закупить в России продукцию на “равную или превышающую” сумму, а в уже подписанных и окончательно одобренных в результате визита Путина контрактах эта сумма превышена почти вдвое.
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, списание долга в обмен на крупные заказы для ВПК – это “огромный успех”. “Если бы Россия зациклилась на получении с Алжира долга, то такие контракты подписаны не были бы”, – говорит источник в российской делегации. “Даже если Алжир в итоге расплатился бы за долг одномоментно и живыми деньгами, то эти средства осели бы в каком-нибудь стабфонде без всякой пользы для экономики, – подчеркивает Макиенко. – Теперь же на 4–5 лет заказами обеспечены предприятия, где заняты десятки тысяч высококвалифицированных рабочих и инженеров”. А сам Алжир превратился в третьего по объему покупателя нашего оружия и теперь можно в полной мере говорить, что экспорт отечественной военной техники вышел за пределы “индийско-китайского гетто”, сказал эксперт.
По мнению бывшего главы департамента внешнего долга Минфина Андрея Черепанова, если Алжир согласился платить живыми деньгами, то заключенную сделку можно считать полезной для России. По его мнению, списание долга могло стать важнейшим аргументом, благодаря которому Алжир выбрал именно российское, а не, скажем, европейское оружие для перевооружения своей армии.