Сезон торговли открыт


Правительство утверждает предельный уровень роста монопольных тарифов раз в год – одновременно с подготовкой бюджета. В этом году тарифы “Газпрома” выросли в среднем на 11%, РАО ЕЭС – на 8,5%, грузовые тарифы “Российских железных дорог” – на 7,5%, а пассажирские – на 12%. Но летом 2005 г. чиновники попытались спрогнозировать темпы индексации на три года вперед, и в 2007 г. по утвержденному плану оптовые цены на газ вырастут на 8%, электроэнергия подорожает на 6,5%, грузовые перевозки – на 7,5%, а пассажирские – на 11%. “Это сценарные условия социально-экономического развития, которых нужно придерживаться”, – говорит на условиях анонимности чиновник из Минэкономразвития. Экономические чиновники прогнозируют, что инфляция в 2007 г. составит 6,5–8%.

“Ведомостям” удалось узнать, что монополистов этот план не удовлетворяет. “Газпром” просит в 2007 г. повысить тарифы на 22%, РАО ЕЭС – больше чем на 10–11%, и лишь РЖД согласна с индексацией грузовых тарифов на 7,5%. Но Минэкономразвития не видит серьезных оснований отказываться от утвержденных цен, заявил на днях радиостанции “Эхо Москвы” замминистра экономического развития Кирилл Андросов.

Индексация грузовых ж/д тарифов не должна отставать от роста потребительских цен, говорит сотрудник пресс-службы РЖД. “Более высокий рост тарифов станет нагрузкой для наших клиентов, ведь платежеспособность не беспредельна”, – говорит он. По данным РЖД, вклад роста ж/д тарифов в потребительскую инфляцию снизился за 2003–2005 гг. с 1% до 0,6%. Аппетит железнодорожников уменьшила монетизация льгот, сократившая убытки от пассажирских перевозок с 62 млрд руб. в 2004 г. до 47 млрд руб. в 2005 г. (всего РЖД в прошлом году получила прибыль в 8,7 млрд руб.). Тем не менее и даже сознательные железнодорожники просят индексировать пассажирские тарифы на 12%.

Наиболее велико расхождение между мечтой и реальностью у газовиков. “Уровень тарифов совершенно не соответствует нашим потребностям”, – говорит источник в “Газпроме”, по словам которого только при повышении в 2006 г. на 22%, в 2007 г. на 21% и в 2008 г. на 12% цена газа внутри страны компенсировала бы текущие и инвестиционные издержки. Но в нынешнем году газовые тарифы повышены всего на 11%, и убытки “Газпрома” от продаж на внутреннем рынке, куда поставляется 85% топлива, достигнут 11 млрд руб. (в 2005 г. – 17 млрд руб.).

Веские причины для недовольства есть и у энергетиков. “Как показала всем нынешняя зима, нам надо много и быстро строить, что нынешние тарифы делать не позволяют, – говорит сотрудник РАО. – К тому же в последние три года правительство ошибалось с прогнозом инфляции, и наши тарифы отстали от жизни, поэтому в 2007 г. было бы справедливым повысить их не менее чем на 10-11%”. Из-за того что в 2004 г. потребительские цены выросли не на 8–10%, а на 11,7%, энергетики, по их подсчетам, потеряли 10 млрд руб., в 2005 г. цены выросли на 10,9% (8% по плану), и потери достигли 15 млрд руб. “Из-за постоянного недофинансирования надежность энергосистемы снижается”, – сетует сотрудник РАО, предполагающий, что рост цен на 4,1% за два месяца помешает чиновникам выполнить инфляционный прогноз и в 2006 г.

Андросов на аргументы монополистов отвечает, что у них есть резервы для сокращения издержек. Но низкие тарифы не стимулируют энергосбережение, сокрушается сотрудник “Газпрома”: “Потребители разбазаривают газ”.

Слишком резкое повышение тарифов ускорит инфляцию, опасается Минэкономразвития, оценивая вклад монополий в рост цен в 26–28%. “Сдерживать тарифы надо, ведь вслед за ними растут тарифы в сфере ЖКХ”, – уверен эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Но чиновники готовы отнестись с вниманием к сетованиям монополистов на тему нелегкой зимы. “План не догма, цифры могут корректироваться по мере необходимости”, – говорит один из подчиненных Грефа.