Прощание с прошлым


В начале недели NYSE завершила слияние с электронной Archipelago Holdings и впервые за свою историю предложила акции инвесторам. До этого главная биржа мира была некоммерческой организацией и принадлежала своим 1366 членам. Первый день торгов – 8 марта – прошел для объединенной биржи исключительно удачно. Торги акциями NYSE Group открылись на отметке $67, хотя накануне акции Archipelago, послужившие основой для акций объединенной биржи, стоили $64,25. Через полчаса после начала торгов гендиректор NYSE Group Джон Тэйн и председатель совета директоров биржи Маршалл Картер совершили символическую сделку, купив по 100 акций. Всего же в течение дня брокеры совершили сделки с 18,1 млн акций биржи. За день котировки NYSE Group выросли на 25% ($15,75) до $80, а рыночная стоимость биржи увеличилась на $2,5 млрд до $12,5 млрд.

Эксперты объясняют взлет тем, что инвесторы отнеслись к акциям NYSE Group как к абсолютно новым для рынка бумагам. “Частные инвесторы, которых в этом очень поддерживали СМИ, восприняли эти акции как первичное размещение”, – говорит аналитик Sandler O’Neill & Partners Ричард Репетто. Неудивительно, что некоторые участники рынка не верят, что такой рост сохранится и в дальнейшем, в частности, рекомендация Sandler O’Neill & Partners по акциям NYSE Group – “продавать”. По оценке Репетто, отношение цены, за которую в среду инвесторы покупали акции NYSE Group, к прибыли, которую биржа получит в 2006 г., равнялось 63. У большинства фьючерсных бирж этот показатель значительно ниже: у NASDAQ Stock Market – 54, у Chicago Board of Trade – 32, у Chicago Mercantile Exchange – 49 и только у IntercontinentalExchange – 86.

Впрочем, акционеры бывшей Archipelago и бывшие члены NYSE внакладе явно не останутся. С апреля 2005 г., когда было объявлено о сделке, акции Archipelago подорожали почти в четыре раза. Торговое место на NYSE в начале прошлого года стоило порядка $1,2 млн, сейчас – $6,4 млн. Тому же, кто стал членом биржи более 10 лет назад, торговое место обошлось вообще в смешные деньги. Один из бывших членов нью-йоркской биржи, купивший торговое место 33 года назад, говорит, что в среду со всех сторон слышал поздравления от других брокеров, считающих, что NYSE добилась огромнейшего успеха. “Когда другие покупали яхты, я купил свое торговое место”, – вспоминает он.

Не радовались слиянию только брокеры из биржевого зала, понимающие, что по мере роста доли электронных торгов на NYSE Group работы у них будет все меньше и меньше. “Мы всего лишь люди и не любим перемен, – на условиях анонимности говорит один из них. – Тэйн сделал то, что было необходимо сделать, но теперь масса народа боится потерять заработок”.

На NYSE Group уже работает в тестовом режиме система “гибридных” торгов акциями 140 компаний (торги проходят в электронной форме, люди участвуют в них только в том случае, если продавец или покупатель не может найти подходящего предложения). В среду Тэйн заявил, что одним из приоритетов для биржи считает распространение “гибридных” торгов на акции всех 2700 компаний, обращающихся на ней. Но известно, что, когда другие фондовые биржи переходили на систему электронных торгов, необходимость в работе брокеров в торговом зале в скором времени исчезала. В случае с Лондонской фондовой биржей это произошло всего за несколько дней.

Тэйн утверждает, что благодаря брокерам в торговом зале бирже удавалось сделать менее волатильными торги самыми неликвидными акциями. Но, по мнению некоторых трейдеров-специалистов, этот бизнес тоже ждет автоматизация. “Я поднимусь наверх и сделаю заказ на компьютере, если этого хочет клиент, но от этого мне будет очень грустно, – говорит один из брокеров, – это место [биржевой зал] – любовь всей моей жизни, это и есть моя жизнь”. (WSJ, FT, 8–9.03.2006, Татьяна Бочкарева)