Производить запчасти в США невыгодно
Один из крупнейших производителей автокомплектующих в мире – Dana Corporation подала на днях заявление о реорганизации согласно главе 11 закона о банкротстве в суд по делам о банкротстве Южного федерального судебного округа штата Нью-Йорк. Согласно заявлению компании ее активы сейчас составляют $7,9 млрд, а долг – $6,8 млрд. Причиной ухудшения финансовых показателей компании за последний год стали снижение доли рынка и объемов производства ее основных клиентов – американских автопроизводителей, а также возросшие цены на сырье и энергоресурсы. “Общее финансовое состояние индустрии, а также отсутствие возможности обновить или увеличить источники кредитования сильно навредили ликвидности Dana”, – говорится в пресс-релизе компании.
Dana – уже четвертый американский производитель запчастей, объявивший о банкротстве. Так, в феврале 2005 г. заявление в суд по делам о банкротстве подала Tower Automotive, крупнейшими клиентами которой являются Ford, DaimlerChrysler и GM (35%, 19% и 10% продаж соответственно). В середине прошлого года о банкротстве объявила Collins & Aikman, основным клиентом которой также является “большая детройтская тройка”, а в октябре в суд по делам о банкротстве обратилась бывшая “дочка” GM – Delphi.
Банкротство Dana Corporation может ударить и по бизнесу американских автопроизводителей, переживающих не лучшие времена. Так, убытки GM в прошлом году составили $8,6 млрд, Ford получил в 2005 г. $2 млрд прибыли, но при этом убытки автопроизводителя до уплаты налогов на североамериканском рынке составили $1,6 млрд. GM собирается сократить затраты на закупку автокомплектующих в нынешнем году на $1 млрд, в Ford надеются сократить затраты к 2010 г. на $6 млрд. Сейчас GM и Ford тратят на закупку автокомплектующих в среднем $85 млрд и $70 млрд в год соответственно. Теперь, когда еще один крупный поставщик автокомплектующих находится под защитой суда по делам о банкротстве, планы автостроительных компаний по экономии на закупках могут расстроиться. Ведь теперь у Dana появилась возможность требовать с автоконцернов увеличения цен за комплектующие, как сделала в прошлом году Collins & Aikman. Благодаря краткосрочным повышениям цен этот производитель заработал дополнительно $82,5 млн.
По словам аналитика американской консалтинговой компании Plante & Moran Крейга Фитцжеральда, еще одним риском для автопроизводителей являются забастовки рабочих и сбои в производстве Dana, если в рамках реструктуризации компания захочет сократить количество рабочих мест или снизить зарплаты и социальные выплаты. В этом случае потери Ford и GM, которые ежегодно закупают у Dana автокомплектующие на сумму $2,2 млрд и $1 млрд соответственно, могут составить десятки миллионов долларов.
Dana уже заявила, что ее план реструктуризации будет включать перенос производства в страны с более дешевой рабочей силой. Кроме того, компания намерена продать часть своих неключевых активов, среди которых подразделения по производству гидравлики, систем охлаждения, поршневых групп, колец и подшипников. (WSJ, 4.03.2006, Вера Сурженко)