У девушек будет новый лучший друг
64-летний Гэри Ральф проработал в компании почти всю жизнь – больше 40 лет. Но сложно сказать, кто на кого больше повлиял – компания на него или он на компанию. За восемь лет руководства он смог изменить не только структуру, но и всю бизнес-модель когда-то ведущей алмазодобывающей корпорации мира. В марте его должность займет директор по маркетингу Гарет Пенни.
Пенни предстоит решить детские по сравнению с теми, что решал Ральф, задачи. В условиях роста цен на бриллианты и появления новых рынков сбыта ему остается продолжать. Основное уже сделал его предшественник.
В 1998 г., когда Ральф занял свой пост, дела шли неважно. Все началось с обвала продаж вследствие азиатского финансового кризиса. Для менеджмента стало очевидно, что прежняя модель, которая заключалась в установлении контроля над источниками сырья, себя исчерпала. Устойчивый рост возможен, только если на бриллианты существует устойчивый же спрос. “Никто не расхватывает бриллиантовые украшения с прилавков как горячие пирожки. Кто-то должен убеждать потребителя тратить на бриллианты, а не на путешествия или дизайнерские сумки”, – говорит Ральф. Этим кем-то и решила стать De Beers.
Но совершить такой поворот в публичной компании непросто. Топ-менеджмент уговорил основных акционеров снова сделать компанию частной, прекратить торговлю акциями. Сегодня самый большой пакет, почти 45%, акций принадлежит Anglo American, около 40% – южно-африканской семье Оппенгеймер, а остальное – правительству Ботсваны, в которой расположены основные алмазодобывающие мощности компании. Теперь, говорит Ральф, у нас над душой не стоят миноритарии, указывая, как нам диверсифицировать риски.
Вторая задача, которую решил Ральф, – выход из ставшего слишком тесным партнерства с основным акционером Anglo American. “Теперь мы им выплачиваем дивиденды”, – обрисовывает степень взаимодействия Ральф. На прошлой неделе De Beers объявила, что ее продажи в 2005 г. составили $6,5 млрд, а прибыль – $782 млн.
Третий вызов, на который пришлось искать ответ Ральфу, – потеря компанией монопольного положения. В 2004 г. компания признала себя виновной в том, что она искусственно завышала цены на рынке США, а на прошлой неделе уступила натиску Еврокомиссии и согласилась к 2009 г. прекратить покупать необработанные алмазы у российской “Алросы”, второй по объемам добычи в мире.
Если 10 лет назад De Beers владела 70% мирового рынка необработанных алмазов, то теперь ее доля не превышает 48%, причем 8% приходится на алмазы “Алросы”. “Доля рынка для нас больше не является критерием, которым мы меряем успех”, – говорит Ральф. Компания сосредоточена на другом: добыче более крупных и дорогих алмазов, стимулировании спроса, снижении издержек и разработке новых перспективных месторождений в Анголе, Конго и Канаде. И, конечно, на создании положительного имиджа компании. “Не важно, продаете ли вы кроссовки или бриллианты, ваша репутация имеет все большее значение для потребителя”, – отмечает Ральф. Впрочем, имидж – забота его преемника. (FT, 27.02.2006, Полина Михалева)