Перестраховались
Еще три года назад ЮКОС был самой дорогой российской компанией – его капитализация достигала $40 млрд. Но Федеральная налоговая служба предъявила ЮКОСу многомиллиардные налоговые претензии, и в декабре 2004 г. за долги был продан ее главный добывающий актив – “Юганскнефтегаз”. С тех пор компания подешевела в 10 раз: в среду в РТС стоимость ЮКОСа составляла всего $4,3 млрд. Все счета и активы ЮКОСа в России арестованы, а топ-менеджеры и совладельцы компании либо находятся в заключении, либо покинули Россию. В отношении многих из них ведутся следственные действия, а некоторым заочно предъявлены обвинения, и российские правоохранительные органы пытаются добиться их экстрадиции.
Но ЮКОС страдает не только от властей, но и от собственных миноритариев. Мелкие акционеры ЮКОСа, а также держатели его конвертируемых облигаций считают, что менеджеры и члены совета директоров компании скрывали от инвесторов истинное положение дел, умалчивая о рисках, связанных с предъявлением ЮКОСу многомиллиардных налоговых претензий. Кроме того, они обвиняют руководство компании в создании мошеннической схемы, из-за которой большинство покупателей акций ЮКОСа приобрели его бумаги по завышенным ценам. Для возмещения своих убытков от падения котировок акций инвесторы подали в 2004 г. коллективный иск в один из нью-йоркских судов. Ответчиками по иску выступают ЮКОС, его крупнейший акционер – Group Menatep, совладельцы последней, а также менеджеры ЮКОСа и его аудитор PricewaterhouseCoopers.
Все это не на шутку встревожило иностранных страховщиков ЮКОСа. Еще в феврале прошлого года страховая компания AIG уведомила ЮКОС об отмене страхования ответственности директоров и топ-менеджеров компании, а вскоре после этого обратилась в лондонский арбитраж с иском о расторжении соответствующего контракта, рассказал “Ведомостям” сотрудник ЮКОСа.
По его словам, договор страхования был заключен AIG и ЮКОСом около пяти лет назад. По нему страховой случай, в частности, наступал, если государство признавало действия менеджеров и директоров компании незаконными. Размер компенсации ЮКОСу за действия его руководителей мог достигать $50 млн (во сколько оценивают свою ответственность директора и менеджеры других компаний, см. статью на стр. Б3). Однако теперь AIG не торопится выплачивать компенсацию и пытается доказать в Лондонском суде, что менеджеры и директора ЮКОСа не предоставили страховщику полную информацию о ситуации с выплатой налогов и вводили его в заблуждение.
Официально ни в ЮКОСе, ни в AIG эту информацию не комментируют. Неофициально источник, близкий к руководству ЮКОСа, и источник в AIG подтвердили наличие такого судебного разбирательства в Лондоне.
“Это очень характерный ход для страховой компании, – отмечает партнер “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. – Единственный способ не платить страховку – доказать, что тебя вводили в заблуждение”. По словам Тутыхина, страхование ответственности менеджеров и директоров – один из самых дорогих видов страхования и премия по нему составляет до 5–10%, а значит, AIG заработала на страховом договоре с ЮКОСом как минимум несколько миллионов долларов. “Но разбирательства в Лондонском суде могут нанести ущерб репутации страховой компании, и не известно, где они потеряют больше”, – добавляет Тутыхин.