Январский взлет хедж-фондов
Индекс CSFB/Tremont Hedge Fund Index в январе прибавил 3,23%. Таких результатов за месяц хедж-фонды не показывали с августа 2000 г.: январский показатель – это почти половина от 7,61%, на которые индекс вырос за весь 2005 год. Больше всех росли фонды, зарабатывающие на развивающихся рынках, тенденциях макроэкономики и поглощениях. “Хедж-фонды добились в январе блестящих результатов”, – радуется соруководитель европейского брокерского отдела Morgan Stanley Джек Инглис.
Правда, в ближайшее время эксперты не ждут от сектора новых рекордов. Февраль всегда был для хедж-фондов не самым удачным месяцем. К тому же инвесторы доверяют им все меньше. В IV квартале 2005 г. впервые за более чем 10 лет хедж-фонды зафиксировали чистый отток средств, составивший, по данным Hedge Fund Research, $824 млн. Чистый приток средств за год составил $47 млрд. А в целом за прошлый год активы хедж-фондов выросли на 12% до $1,2 трлн (данные Hennessee Group). Треть роста пришлась на чистый приток средств инвесторов, две трети – на доходы. Хотя результат соответствует средним показателям последних 15 лет, он сильно уступает 2004 и 2003 гг., когда активы хедж-фондов увеличились на 27% и 34% соответственно. Самый высокий доход (21%) инвесторам принесли хедж-фонды, вкладывающиеся в развивающиеся рынки, а вот фонды, работающие с конвертируемыми облигациями, получили убыток на 1,94%.
Из-за нестабильности сектора инвесторы становятся более избирательными. “Некоторые, прежде чем вложить деньги, хотят увидеть результаты работы фонда за последние годы и убедиться, что в фонде уже есть деньги. А какие-то организации не могут инвестировать, если их доля будет больше 5% или 10% капитала фонда”, – сетует Стэнли Марчон, руководитель отдела по работе с инвесторами Amplitude Capital, управляющей хедж-фондом.
Несмотря на это, число хедж-фондов с каждым годом растет – сейчас их уже более 9000, и бороться за деньги богатых клиентов им становится все труднее. Особенно тяжело на этом рынке приходится новичкам и небольшим фондам, которые могут рассказать потенциальным инвесторам о своем существовании только в письмах с результатами своей деятельности.
Чтобы запомниться инвесторам, фонды стали включать в отчеты сюжеты знаменитых литературных произведений, киносценарии и поэзию, переделанные в соответствии с тематикой фондового рынка. Stark пришелся по душе “Ворон” Эдгара По: в 2005 г. фонд поведал инвесторам, как к трейдеру, грустящему у терминала из-за вялого рынка и коротающему время за чтением труда по макроэкономике, приходит гость – гуру фондового рынка, который на все вопросы о прибыли, фьючерсных сделках и перспективах рынка отвечает “nevermore” (больше никогда). А, например, Americus Capital Management сравнивает управление деньгами инвесторов с поведением пешеходов, которые, перебегая улицу перед мчащимися такси, рискуют жизнью ради нескольких секунд. “Это может показаться верхом глупости, но пешеходы поступают так не от недостатка ума, а потому что они люди. Так стоит ли ожидать другого поведения от тех, кто рискует не собственной жизнью, а всего-навсего деньгами других людей?” – говорится в письме фонда. (WSJ, FT, 23.01–16.02.2006, Татьяна Бочкарева)