Mercedes потерял 505 млн евро
На прошлой неделе DaimlerCrysler обнародавал предварительные итоги 2005 г. Впервые за 10 лет понесло убытки подразделение Mercedes. Они составили 505 млн евро (по сравнению с 1,7 млрд евро операционной прибыли в 2004 г.). Иного результата было трудно ожидать. I квартал Mercedes завершил с колоссальным операционным убытком на 942 млн евро (против 1,34 млрд евро прибыли годом ранее), после которого поправить свое финансовое положение уже не смог. Правда, оставшиеся три квартала удавалось закрыть в плюсе: во II квартале прибыль Mercedes составила 12 млн евро, в III квартале – 436 млн евро, в IV квартале – 1 млн евро.
Еще в конце III квартала DaimlerCrysler ожидал, что в 2005 г. продажи Mercedes “незначительно вырастут” по сравнению с предыдущим годом. Но превзойти результат 2004 г. так и не удалось: в 2005 г. Mercedes продал 1,217 млн автомобилей, тогда как в 2004 г. – 1,227 млн. Продажи начали расти только во второй половине 2005 г. благодаря новым моделям (модернизированным Mercedes класса М и S и новым моделям класса B и R). Выручка Mercedes в 2005 г. составила 50 млрд евро.
Неурядицы Mercedes начались весной прошлого года, когда компании пришлось отозвать 1,3 млн своих машин, а буквально на следующий день – объявить о расходах на 1,1 млрд евро для реструктуризации подразделения Smart, выпускающего городские малолитражки. В 2004 г. было продано 152 100 автомобилей Smart, в 2005 г. – всего 124 300. Smart страдает от дороговизны производства автомобилей и неправильной дистрибуции (по оценке аналитиков, потери от Smart к весне достигли 3 млрд евро), поэтому менеджмент концерна подумывал даже о прекращении производства машин под этим брэндом. Но после всех подсчетов выяснилось, что это обойдется дороже, чем реструктуризация. Поэтому, чтобы сделать Smart прибыльным к 2007 г., DaimlerCrysler решил уволить треть его сотрудников и заморозить новые проекты. Впрочем, несмотря на слабые результаты Mercedes, сам DaimlerCrysler в 2005 г. увеличил и выручку, и прибыль – на 5% до 149,8 млрд и на 12% до 2,8 млрд евро соответственно.
Неурядицы Mercedes на руку его главному конкуренту – BMW. В минувшем году его автомобили стали самыми продаваемыми в сегменте люкс. В 2005 г. было продано 1 126 000 автомобилей BMW, тогда как Mercedes – 1 091 000. До этого в течение 12 лет пальму первенства удерживал Mercedes. Но в 2004 г. разрыв между конкурентами сократился до минимума. В мире было реализовано 1 060 900 машин под маркой Mercedes и 1 023 583 – BMW. В январе 2006 г. баварский концерн упрочил лидерство. Продажи автомобилей марки Mercedes составили 61 300. Зато машин BMW за первый месяц 2006 г. было продано на 20,7% больше, чем в январе 2005 г., – 78 239. (WSJ, 17.02.2006, Татьяна Бочкарева)