Morgan Stanley поразил “Трезубец”


17 января, когда BlackRock вела переговоры об объединении активов с инвестбанком Morgan Stanley, ее гендиректор Лоренс Финк встретился в кофейне на Манхэттене со Стэном О’Нилом, руководителем Merrill Lynch. За завтраком О’Нил предложил Финку объединить бизнес по управлению активами Merrill Lynch и BlackRock таким образом, чтобы BlackRock сохранила контроль. Всего за 49% акций УК гендиректор Merrill Lynch был согласен отдать бизнес, способный приносить объединенной компании 60% прибыли. И поскольку с Morgan Stanley не удавалось договориться именно о контроле и цене, планы Финка начали меняться.

С этой встречи началось обсуждение проекта “Трезубец”, который позволит BlackRock стать одной из крупнейших в мире УК, а Merrill

Lynch, где работает более 15 000 брокеров, – изменить бизнес по управлению паевыми фондами. По условиям сделки Merrill Lynch обменяет свое подразделение Merrill Lynch Investment Managers (MLIM) на 65 млн акций BlackRock стоимостью $9,8 млрд (12,6 млн привилегированных и 52,4 млн обыкновенных акций, т. е. 45% голосов). Вначале влияние Merrill Lynch в объединенной компании будет ограничено. Его представители займут всего два из 17 мест в совете директоров УК, хотя в материалах для инвесторов BlackRock говорится, что “некоторые важные вопросы” требуют одобрения 70% голосов директоров и 100% голосов независимых директоров. Merrill Lynch пришлось принять эти условия, несмотря на то что активы под управлением MLIM составляют $544 млрд, активы BlackRock – всего $453 млрд. Решающим аргументом оказался более быстрый рост BlackRock, у которой в 2005 г. чистая прибыль увеличилась на 63% до $234 млн, тогда как прибыль MLIM до уплаты налогов выросла на 27% до $586 млн.

Сделки на Уолл-стрит часто совершаются благодаря личным связям. Гендиректор Morgan Stanley Джон Мэк и Финк – старые друзья, и когда в прошлом году хедхантеры искали кандидата на пост руководителя инвестбанка, именно Финк порекомендовал им Мэка. И во время переговоров между BlackRock и Morgan Stanley подразумевалось, что, если сделка состоится, Финк сможет стать преемником Мэка. Однако камнем преткновения стал вопрос о контроле в объединенной BlackRock. Если от активов, которые вносит Morgan Stanley, компания будет получать более половины прибыли, то доля инвестбанка в ее капитале не должна быть меньше 60%, настаивал Мэк. Этим разногласием и воспользовался О’Нил.

Но 20 января канал CNBC-TV неожиданно сообщил о переговорах между BlackRock и Morgan Stanley. В это время Мэк отдыхал на Таити, и его другу Финку пришлось самому принимать решение. Merrill Lynch не хотел, чтобы переговоры превратились в тендер, а Финк не хотел использовать Мэка как ширму. В итоге 29 января Финк и О’Нил договорились “двигаться дальше”, а на Уолл-стрит заговорили о срыве переговоров с Morgan Stanley. Рынок новости о Merrill Lynch и BlackRock воспринял хорошо: акции BlackRock взлетели на 15%. Акции инвестбанка за три дня подорожали на $2,3 до $75,55. (WSJ, 16.02.2006, Татьяна Бочкарева)