Amazon погнался за Apple


В течение нескольких лет Amazon отказывалась осваивать такое направление онлайнового бизнеса, как продажа цифровых аудиозаписей. Гендиректор Amazon.com Джефф Безос объяснял это нежеланием подражать лидеру музыкального рынка – компании Apple Computer с ее онлайновой службой iTunes Music Store. Однако времена изменились, и сейчас Amazon активно ведет с четырьмя ведущими музыкальными компаниями переговоры о создании собственной службы по загрузке аудиофайлов.

Чтобы дистанцироваться от Apple и других поставщиков музыкального контента, Amazon, крупнейший в мире онлайновый ритейлор, планирует дополнить свою новую службу уникальными функциями, опциями и товарами, в частности фирменным портативным плейером и подпиской, обеспечивающей значительные скидки и обширные комплекты цифровых записей.

Руководители музыкальных корпораций в частных беседах одобряют план Amazon: благодаря ему они надеются поколебать доминирующее положение Apple в сегментах онлайновой загрузки и портативных плейеров. Остается, правда, сомнение в том, сможет ли Amazon набрать достаточное число абонентов, чтобы компенсировать свой слишком поздний выход на этот рынок.

Как ожидается, музыкальная служба Amazon может открыться уже этим летом. Представители самой компании отказываются обсуждать детали проекта. Переговоры о лицензировании, которые Amazon ведет с компаниями Universal Music Group (подразделение Vivendi Universal), Sony BMG (совместное предприятие Sony и Bertelsmann), Warner Music Group и EMI Group, пока не завершены.

Создание нового направления в бизнесе жизненно важно для Amazon. Хотя ассортимент ее интернет-магазинов весьма широк – от дорогих сортов кофе до поливальных шлангов для садоводов, – вплоть до 2005 г. порядка 70% продаж компании приходилось на физические носители информации, а именно книги, компакт-диски и DVD. Между тем любители музыки и фильмов сейчас в массовом порядке переходят на цифровые форматы, и для сохранения лидерства Amazon придется учесть эту тенденцию.

В настоящее время на долю Amazon приходится около 10% всех цифровых плейеров, продаваемых в США (сюда входят и модели iPod производства Apple). С одной стороны, это может дать новой службе определенные преимущества, но в то же время и создать проблемы: не исключено, что Apple, увидев в лице Amazon конкурента, решит прекратить продажу популярных iPod через сеть этой компании.

До сих пор Amazon не продавала плейеров под собственным брэндом, и пока трудно предсказать реакцию клиентов на появление такого продукта. Аналогичный опыт других компаний не всегда был удачным. Так, Dell в 2003 г. выпустила под своей маркой портативный плейер DJ, но устройство плохо продавалось, и поставщику пришлось резко снизить цены. Крис Кротти, аналитик из калифорнийской фирмы iSuppli, напоминает также о похожих проектах крупных торговых сетей Wal-Mart Stores и Costco Wholesale, развивавшихся с переменным успехом. Предполагается, что изготовлять плейеры для Amazon будет, в частности, корейская Samsung Electronics, хотя представители этой корпорации отказались подтвердить данное предположение. (WSJ, 16.02.2006, Александр Силонов)