Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: В погоне за “домашним” абонентом


Скоро монополия “Ростелекома” на оказание услуг дальней связи будет нарушена. С 1 марта абоненты смогут звонить в другие города и за границу по сети компании “Межрегиональный Транзит Телеком” (МТТ). Этот оператор первым отреагировал на демонополизацию рынка и запустил свою сеть. Абонентам “ПетерСтара” она доступна с начала года, а в Москве она работает с 1 февраля.

В строительство общероссийской сети МТТ вложила порядка $50–60 млн, рассказала “Ведомостям” директор по маркетингу МТТ Екатерина Кононова. В компании рассчитывают к 2008 г. занять около 15% рынка дальней связи России.

В привлечении клиентов в компании уповают на ценовую политику.

Заявленные тарифы МТТ ниже тарифов “Ростелекома” в среднем на 10–15%, говорит Кононова. Например, минута разговора с Петропавловском-Камчатским в дневное время по тарифам МТТ обойдется петербургским абонентам в 5,95 руб., а по тарифам “Ростелекома” – 7 руб.

“Ростелеком” тоже заявляет о готовности снижать стоимость звонков. “Мы будем ориентироваться на изменения конкурентной среды”, – говорят в пресс-службе оператора. Однако напоминают, что тарифы “Ростелекома” регулируются Федеральной службой по тарифам, поэтому очень гибких цен не обещают.

К началу лета может появиться еще один оператор и на рынке дальней связи. Golden Telecom уже построила магистральную сеть, рассчитывает в феврале получить разрешения Россвязьнадзора и начать предоставление услуг летом, рассказала директор департамента маркетинговых коммуникаций и PR Golden Telecom Анна Чин-Го-Пин. По оценке гендиректора компании “Зебра Телеком” Виктора Каледина, к концу года стоит ожидать снижения тарифов на дальнюю связь в среднем на 20%. Аналитик “Тройки Диалог” Евгений Голосной заявляет, что при снижении тарифов более чем на 20% операторы приблизятся к порогу рентабельности. А директор по маркетингу “Корпорации ОСС” Дмитрий Красильников вообще ждет повышения тарифов примерно на 15% – операторы будут вынуждены окупать затраты на строительство сетей.

Голосной из “Тройки Диалог” говорит, что в течение ближайших трех лет на этом рынке вряд ли появится больше трех новых игроков – стоимость строительства сети высока, а переманить абонентов будет очень сложно и дорого. “Большинство желающих выйти на рынок дальней связи находятся в начале долгого пути и вряд ли смогут осуществить свои планы в этом году”, – вторит ему представитель компании Tario Сергей Беловолов.

“Потребительское поведение консервативно, – отмечает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. – Чтобы заставить людей массово переходить в другие сети, нужно серьезно снизить тарифы, а это может быть не очень выгодно”. Опрошенные “Ведомостями” операторы и эксперты говорят, что дешевле, чем за $40 млн, общероссийскую сеть не построить. Директор по маркетингу “Корпорации ОСС” Дмитрий Красильников говорит, что сеть в СЗФО может стоить порядка $6 млн.

Альтернативные операторы и раньше пытались обойти сеть “Ростелекома” и передавали трафик своих корпоративных клиентов через каналы IP, вспоминает аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. После введения новых правил их использование незаконно, как и продажа карт IP-операторов, тарифы которых, по словам Саяпиной, были в разы ниже, чем у “Ростелекома”. На карточную IP-телефонию приходилось, по оценке Толмачевой, около 15% междугородных и международных звонков физлиц. Теперь этим операторам придется прекратить продажу карт или получить лицензию на дальнюю связь и построить собственную сеть. “Корпорация ОСС”, по словам Красильникова, уже приступила к строительству сети, которую рассчитывает сдать к сентябрю 2007 г. Аналогичные планы, по словам Каледина, есть и у “Зебра Телеком”. К середине года компания рассчитывает зарегистрировать свою сеть в Россвязьнадзоре.

Из-за отказа от IP-каналов альтернативные операторы могут повысить цены на дальнюю связь, предупреждает Саяпина. Директор по маркетингу “ПетерСтара” Ян Столяр считает, что некоторые направления могут подорожать в среднем на 20%. Однако с появлением на этом рынке конкуренции цены начнут снижаться, добавляет он.

Тем временем “Ростелеком” развернул первую в своей истории масштабную рекламную кампанию, направленную на конечного пользователя. Она стартовала в конце ноября. Стоимость кампании, которая охватывает телевидение, наружку и прессу, в “Ростелекоме” не называют. По словам гендиректора медиаагентства Vizeum Алексея Пашкова, в прошлом году “Ростелеком” потратил на рекламу и спонсорство порядка $800 000.