Джордж Буш на проводе


Руководители телекоммуникационных компаний крайне неохотно говорят об их роли в программе NSA, а некоторые топ-менеджеры заявляют, что даже не знали о существовании такой программы. Они утверждают, что специалисты, участвовавшие в организации телефонного прослушивания, зачастую действовали непосредственно по указке спецслужб, в обход своего начальства в компании.

Антитеррористическая инициатива администрации Буша, предусматривающая вмешательство в частную жизнь потребителей, сейчас обсуждается на специальных слушаниях в конгрессе. Эта инициатива была развернута после терактов 11 сентября 2001 г. Джордж Буш тогда подписал секретное распоряжение, позволяющее NSA прослушивать телефонные переговоры без получения санкции суда. В результате “под колпаком” у NSA оказались сотни жителей США и других стран, подозреваемых в связях с террористами.

На этой неделе в USA Today появился материал, где со ссылкой на неназванных корпоративных руководителей утверждалось, что в правительственной программе прослушивания телефонов участвовали компании Sprint Nextel, AT&T и MCI. Представители компаний отказались обсуждать вопрос о сотрудничестве с NSA. Один из сотрудников разведки, занимающийся расследованием обстоятельств программы NSA, заявил, что Управление национальной безопасности и Пентагон сами выбирают для сотрудничества конкретных лиц в компаниях и присваивают им определенный уровень допуска и соответствующие полномочия. Каждый топ-менеджер компании, участвующий в той или иной разведывательной программе NSA, должен иметь высшую категорию допуска плюс специальный допуск по той операции, к которой его привлекли. Естественно, что такие менеджеры не спешат отвечать на задаваемые им вопросы, даже если эти вопросы исходят от их боссов: в случае разглашения тайны они могут подвергнуться судебному преследованию.

В крупных телекоммуникационных компаниях всегда были сотрудники, выполняющие задания правительственных органов, скажем министерства обороны. “Обычная корпоративная иерархия в таких случаях может не соответствовать иерархии присвоенных сотрудникам уровней секретности”, – говорит топ-менеджер одной из компаний.

Телефонные операторы традиционно были заинтересованы в найме сотрудников, имеющих секретные допуски, чтобы получать выгодные правительственные контракты. В мае Verizon Communications поместила на одном из сайтов рекламное объявление со словами: “Совершенно секретно? Устраивайся к нам!” Компании требовались технические специалисты по сетевому оборудованию, имеющие правительственный допуск к секретным программам или опыт работы с минобороны.

Остается неясным, насколько топ-менеджеры ведущих операторов связи были осведомлены о сомнительной с точки зрения закона инициативе администрации Буша. Проблема национальной безопасности стала важным аспектом нашумевшего уголовного дела, по которому предстал перед судом бывший гендиректор компании Qwest Communications International Джозеф Наккьо. Этого человека обвинили в злоупотреблении инсайдерской информацией. Для ведения дела адвокатам Наккьо потребовался допуск к секретным правительственным материалам – без него они не могли получить от клиента разъяснения, необходимые для его защиты. (WSJ, 7.02.2006, Александр Силонов)