У бизнес-школ появилась надежда


Зарплаты начали расти

Поводом для разрядки стала положительная динамика двух основных показателей, характеризующих ситуацию в области бизнес-образования: числа компаний, желающих привлечь на работу людей, получивших степень мастера делового администрирования, и числа абитуриентов, желающих учиться по программам МВА. Первый показатель учитывает размер зарплаты, предлагавшийся выпускникам в 2005 г., и число рекрутеров – представителей компаний, посетивших бизнес-школы США. По словам Жаклин Уилбур, директора департамента по трудоустройству студентов Massachusetts Institute of Technology (10-е место в рэнкинге FT 2006 г.), в банковском секторе размер предлагаемой базовой зарплаты вырос на $10 000, составив $95 000. Это было первое повышение базовой зарплаты с 1996 г., говорит Уилбур. Крупные консалтинговые фирмы повысили базовые зарплаты на $5000. Наймом сотрудников снова занялись технологические компании. При этом они чаще стали платить зарплаты, а не выдавать сотрудникам опционы на акции. “Размер средней базовой зарплаты [для выпускников MIT] вплотную подбирается к $100 000”, – говорит Уилбур.

Аналогичная ситуация наблюдается в Columbia Business School в Нью-Йорке

(4-е место). По словам декана Гленна Хаббарда, в прошлом году выросло число выпускников, которые получили три и более предложений о работе. “Подбор [новых] сотрудников в школах сейчас идет даже более активно, чем в конце 1990-х гг.”, – говорит он.

Учитывая близость Columbia Business School к Уолл-стрит, нет ничего удивительного в том, что большинство предложений поступает из банковского и финансового сектора. По словам Хаббарда, руководителей инвестбанков сегодня беспокоит то, что придется вести жесткую борьбу с конкурентами за талантливых выпускников МВА.

Компании вспомнили про МВА

Отдельные примеры подтверждаются данными о занятости, собранными Financial Times для своего глобального рэнкинга МВА-программ 2006 г. Так, в 2002 г. 12% выпускников 10 ведущих бизнес-школ США не получили предложения о работе в течение трех месяцев после окончания школы. Последние же данные говорят о том, что сегодня таких выпускников стало всего 8%. В школах, расположившихся на более низких местах списка FT, динамика еще ярче. В бизнес-школе Johnson при Cornell University (36-е место) 74% выпускников 2002 г. получали предложение о работе в течение трех месяцев после выпуска, а в Anderson School of Management при UCLA (19-е место) этот показатель составлял 73%. В 2005 г. он был равен 88% и 94% соответственно.

Впрочем, второй основной показатель (число абитуриентов, желающих обучаться по программе МВА) пока не демонстрирует столь же положительной динамики. Число поступивших в 2005 г. оставалось весьма низким по всему миру, в некоторых школах количество абитуриентов сократилось на 30%. В Великобритании, например, сократилось число как подавших заявки, так и поступивших во всех школах, кроме Said Business School при Oxford University (20-е место). Однако ситуация с наполнением классов осенью 2006 г. внушает оптимизм – об этом свидетельствует рост поступающих заявок от новых абитуриентов, говорит Бет Флай, помощник декана Kellogg School of Management при Northwestern University. “Мы полагаем, что [в США] число новых студентов будет устойчиво расти до 2010 г.”, – говорит Флай.

Для оптимизма есть основания. По расчетам Бюро переписи населения США, численность жителей Земли в возрасте от 25 до 29 лет (основная возрастная группа поступающих на курсы МВА) резко вырастет с 510 млн человек в 2005 г. до 600 млн в 2015 г. В Северной Америке население этого возраста увеличится, по прогнозам, с 22 млн до 24,5 млн. В Европе в целом это число сократится. А наибольший рост числа потенциальных студентов МВА будет наблюдаться в Азии – с 290 млн до 350 млн человек. Все это означает, что рост количества потенциальных абитуриентов МВА географически будет сосредоточен в зонах, которые сегодня располагают небольшим числом МВА-программ, отмечает Деджо Хорват, декан Schulich School of Business при York University в Торонто. То есть, по его мнению, бизнес-школам придется применять более интернациональный подход и они станут походить на глобальные корпорации. Например, Smith School of Business при University of Maryland (38-е место) первые свои зарубежные курсы открыла в Китае в 2001 г., а сейчас у нее программы на четырех континентах: в Вашингтоне, Цюрихе, Пекине, Шанхае и Тунисе.

Пытаются смотреть на мир глобально не только сами школы, но и студенты. Хотя подавляющее большинство американцев, желающих поучиться на программе МВА (98%), по-прежнему подают заявки на вступление в бизнес-школы США, все больше людей начинают изучать возможность обучения в школах Западной Европы. Об этом свидетельствуют данные Graduate Management Admissions Council – организации, контролирующей тесты GMAT, которые сдают желающие поступить на программу МВА. По ее данным, в 2000 г. 2305 американских граждан послали свои тестовые задания в западноевропейские бизнес-школы, тогда как в 2005 г. – уже 3701. Чаще всего американские студенты выбирают школы с громкими именами, такие как London Business School и INSEAD (5-е и 8-е места соответственно). Однако в этом году французская HEC Paris (22-е место) сообщила, что самая большая группа студентов у нее – это студенты из США. “По этой программе обучается больше американцев, чем французов”, – говорит Валери Готье, заместитель декана по программе МВА в HEC. Американским студентам начинает нравиться мультикультурная европейская система, однако Фрэнк Браун, который этим летом займет пост декана INSEAD, считает: многое еще предстоит сделать, чтобы убедить американские компании искать себе сотрудников среди выпускников европейских школ. (Интервью Брауна “Ведомостям” читайте на стр. В3.)

Будущее – за годовой программой МВА?

Новый декан INSEAD считает, что больше всего американским студентам будет импонировать модель годовой программы МВА. В Северной и Южной Америке некоторые бизнес-школы уже сократили свои программы до 12 месяцев. “Студенты хотят сосредоточиться на изучении МВА, пройти программу и завершить ее”, – говорит Кэрол Стивенсон, декан Ivey School of Business при University of Western Ontario: слишком высоки шансы не найти работу после двухлетнего отсутствия на рабочем месте.

Ведущая аргентинская бизнес-школа IAE сократила программу с полутора лет до года; в результате увеличилось число студентов, включая иностранцев. Одна из причин возросшей популярности однолетних программ – в изменившемся отношении к ним рекрутеров, говорит декан IAE Фернандо Фрагуэйро. “МВА теперь рассматривается как первый шаг [в карьере менеджера], а компании предоставляют выпускникам дальнейшие возможности для развития своих навыков”, – говорит Фрагуэйро.

Растет число школ, перешедших на однолетнюю программу, и в США. Роберт Салливан, декан Rady School of Management при University of California, San Diego, намерен сделать свою школу одной из них. Он полагает, что даже ведущие бизнес-школы США могут последовать в итоге этому примеру. (FT, Михаил Оверченко)