Как составлялся рэнкинг
Работа над рэнкингом FT MBA – 2006 началась с того, что составители связались со 149 бизнес-школами, полностью отвечающими требованиям для участия в рэнкинге. Из этих школ только 112 согласились участвовать в исследовании, а 37 школ пришлось отсеять: слишком мало их выпускников ответили на вопросы анкеты. Чтобы данные по той или иной школе считались статистически достоверными, анкету выпускника должны заполнить не менее 20% выпуска (если же выпуск насчитывает менее 100 человек, то на вопросы анкеты должно ответить не менее 20 выпускников).
Данные для составления рэнкинга поступают из двух источников: от самой бизнес-школы и от ее выпускников, завершивших обучение три года назад. Бизнес-школам предлагается заполнить один вопросник, а выпускникам – другой. Таким образом, сопоставляя информацию, составители рэнкинга получают возможность создать более объективную и разностороннюю картину.
Полученные данные, равно как и критерии оценки программы Full-Time MBA в отдельно взятой школе, можно разделить на три области:
рост карьеры выпускника с учетом покупательной способности его зарплаты;разнообразие культур среди преподавателей и слушателей школы и многообразие подходов в учебном процессе;
научно-исследовательский потенциал каждой школы.
Из 20 критериев, которые используются при составлении рэнкинга, каждый имеет собственный “вес”, который рассчитывается в соответствии с его значимостью. Информация по восьми параметрам, начиная со “взвешенной зарплаты” до места школы в рэнкинге в представлении ее выпускника (“рекомендации выпускников”), берется из ответов выпускников. Эти восемь критериев относятся к первой из перечисленных областей, и на их долю приходится 55% “веса” в рэнкинге. При этом наиболее весомой считается информация, связанная с зарплатами выпускников.
Сравнивая размеры зарплат, создатели рэнкинга пересчитывают их в долларовый эквивалент с учетом паритета покупательной способности валют (ППС), установленного Всемирным банком. При определении средних значений зарплат не учитываются крайние значения, а также данные по зарплатам выпускников, которые работают в некоммерческом секторе или на госслужбе, или тех, кто в настоящее время учится опять. Пересчет размеров зарплат выпускников с учетом ППС дает возможность оценить и сравнить покупательную способность выпускников, а следовательно, и уровень их жизни в той стране, где они живут.
Взвешенная зарплата рассчитывается с учетом разницы между размерами зарплат в разных секторах рынка и размерами зарплат в том секторе, в котором выпускники работают на сегодняшний день.
Вторая группа критериев, которые учитываются при составлении рэнкинга, касается непосредственно самих бизнес-школ. Девять параметров оценки, начиная с доли женщин среди преподавателей (“процент женщин среди преподавателей”) до “иностранные языки”, а также “трудоустройство в первые три месяца после окончания школы”, основываются на данных, полученных от самих бизнес-школ. Эта группа параметров дает возможность оценить разнообразие состава в коллективах учащихся, преподавателей и руководства, а также опыт работы учащихся за границей.
Оценка по параметру “международная мобильность” основывается на информации, полученной от выпускников. Этот параметр позволяет отследить “географический фактор” – посмотреть, в каких странах работал выпускник в период до поступления в бизнес-школу и после получения диплома до нынешнего места работы.
Третья группа, в которую входят три последних параметра, оценивает научно-исследовательскую деятельность бизнес-школы. На долю этой группы приходится порядка 20% от общего “веса” параметров.
После того как бизнес-школы и необходимое количество их выпускников заполнили анкеты, данные по каждому параметру пересчитываются по так называемому методу z-score. Этот метод учитывает не только различия между школами, но и весь диапазон оценок по конкретному параметру между лидером и школой, замыкающей список.
Каждый параметр имеет особый вес в соответствии со своей значимостью (см. врез). Этот вес выражается в баллах, а результат умножается на показатель z-score для каждой школы в отдельности. Средняя взвешенная показателей z-score по каждому параметру и определяет место школы в рэнкинге.
В нынешней таблице по сравнению с прошлогодней есть несколько изменений: подсчеты по таким параметрам, как “окупаемость расходов”, “трудоустройство в первые три месяца после окончания школы”, “опыт работы за границей” и “иностранные языки”, велись немного иначе, чем прежде.
“Окупаемость расходов” – на этот раз вопрос о цене программы и расходах слушателей в ходе обучения по программе задавался не выпускникам, а бизнес-школам.
“Трудоустройство в первые три месяца после окончания школы” – в этом рэнкинге данные по этому параметру тоже получены от бизнес-школ и касаются последнего выпуска.
“Опыт работы за границей” – тоже данные, касающиеся выпускников 2005 г., проходивших стажировку в компаниях, расположенных в другой стране – не той, где находится бизнес-школа, и не той, гражданином которой являлся на тот момент сам слушатель программы.
“Иностранные языки” – этот параметр оценивает количество иностранных языков, которыми необходимо было владеть для участия в программах обмена с зарубежными бизнес-школами.
Более того, была пересмотрена методология подсчета параметра, который называется “достижение целей”. Прежде, заполняя свою анкету, выпускники оценивали, насколько им удалось добиться целей, которые они ставили перед собой, отправляясь учиться на программу МВА. Для этого они перечисляли эти цели и напротив каждой из них ставили балл от 1 до 10, оценивая тем самым, на сколько удалось добиться реализации именно этой цели. В прошлогоднем рэнкинге оценка по этому параметру составлялась на основании подсчета доли баллов от семи и выше.
На этот раз респондентов просили перечислить цели, по которым они шли учиться на программу. За каждую “цель” начислялся один балл. Если эта цель оказывалась достигнута, против нее респондент ставил галочку. Таким образом, на этот раз “достижение целей” – это соотношение числа достигнутых целей к количеству изначальных.
Эти изменения тоже могли сказаться на рэнкинге некоторых школ, особенно тех, которые находятся во второй половине таблицы, где разница в баллах рэнкинга очень невелика.
В этом году, как и в предыдущих рэнкингах FT Full-Time MBA, где это возможно, оценки, связанные с зарплатами выпускников, составляются с учетом данных двух предыдущих рэнкингов.
Кроме того, для получения более углубленной картины данные двух предыдущих исследований использовались и для оценки таких параметров, как “карьерный рост”, “успешное трудоустройство”, “рекомендации выпускников” и “международная мобильность”. С другой стороны, составители рэнкинга не смогли использовать этот же принцип для параметров “окупаемость расходов”, “трудоустройство в первые три месяца после окончания школы” и “достижение целей” из-за изменения методологии оценки этих критериев.
По-новому выглядит и столбец “трудоустройство в первые три месяца после окончания школы”. На этот раз в скобках указывается процент выпускников, о трудоустройстве которых школа располагает какой-либо информацией.
В этом году чрезвычайно напряженной оказалась конкуренция в области научных исследований. И поэтому впервые за все годы составления рэнкинга из-за минимального расхождения в баллах в столбце “позиция по научным исследованиям” на одной позиции оказывается несколько школ. (FT, Екатерина Кудашкина)