Shin Corp продали по-тихому


В понедельник семья Таксина продала свой пакет в 49,9% акций Shin Corp за $1,9 млрд – сделка стала самым крупным в истории Таиланда поглощением с участием зарубежной компании. Слухи о готовящейся сделке циркулировали в стране на протяжении нескольких недель, вызвав повышение курса акций Shin Corp на 25%, однако Таксин и члены его семьи публично заявляли, что не планируют продавать активы холдинга.

В тайском деловом сообществе сделка вызвала новые дебаты по поводу адекватности действующих норм корпоративной отчетности и о роли правительства в защите интересов миноритарных акционеров. “Трудно поверить – крупнейшая сделка в истории страны совершена без предварительного объявления, – говорит один из работающих к Бангкоке экспертов по слияниям и поглощениям. – Этот факт свидетельствует об очень плохом состоянии в области корпоративного управления”.

В свою очередь, юристы, консультировавшие участников сделки, а также представители регулирующих органов утверждают, что члены семьи премьер-министра формально не обязаны заранее объявлять о своих намерениях продать акции. “Речь идет о действиях не самой компании, а лишь ее акционеров, и тот факт, что акционером является высокопоставленное лицо, ничего не меняет”, – пояснил Эдуард Келер, управляющий партнер фирмы Hunton and Williams, которая консультировала Temasek.

Тем не менее аналитики полагают, что членам семьи Таксина либо руководству компании следовало бы сделать определенные предварительные заявления, особенно после того, как слухи о продаже начали просачиваться на рынок. “Возникают вопросы: сколько человек действительно знали о ситуации и могли ли эти люди злоупотребить имеющейся информацией?” – говорит Роберт Пеналоза, аналитик из Aberdeen Asset Management.

Регуляторы фондового рынка неоднократно обращались в Shin Corp с просьбой прокомментировать слухи о возможной продаже. В последний раз это произошло на прошлой неделе, когда Придияторн Девакула, управляющий Центральным банком Таиланда, объяснил недавнее повышение курса бата, национальной денежной единицы, притоком иностранной валюты для финансирования сделки. Однако руководство компании лишь повторяло, что не располагает информацией о том, что ведущие акционеры собираются продавать свои активы в ближайшем будущем.

Корн Чатикаванижд, оппозиционный член парламента и бывший директор таиландского подразделения J.P. Morgan Securities, выразил сомнение в том, что руководство Shin Corp ничего не знало о готовящейся сделке. Тирачай Пхуванат-Наранубала, глава Комиссии по ценным бумагам и биржам Таиланда, заявил, что регуляторы совместно с компанией должны выяснить, когда именно акционеры сообщили руководству о намеченной сделке. Расследование затронет также пять брокерских компаний и ряд других сторон, подозреваемых в использовании инсайдерской информации в связи со сделкой. Тирачай назвал расследование “стандартной процедурой”. (FT, 24.01.2006, Александр Силонов)