Ford сэкономит на увольнениях
Американские автоконцерны давно не могут выбраться из финансового кризиса. Убыток Ford в III квартале составил $284 млн, а убытки General Motors за первые три квартала достигли $3,8 млрд. Непомерным грузом лежат на компаниях затраты на социальные выплаты и зарплаты своим работникам, большинство из которых – члены профсоюза автопромышленности Северной Америки – United Auto Workers (UAW).
На пути оздоровления бизнеса американским автопроизводителям удалось добиться от UAW уступок по частичному сокращению социальных выплат синим воротничкам. В октябре GM договорилась с профсоюзом, что в нынешнем году сократит общие расходы на медицинские страховки своих работников с $6 млрд до $5 млрд. А Ford удалось заключить с UAW новое соглашение о социальных выплатах, которое позволит автоконцерну сократить совокупные затраты на медицинское страхование на 20%, или $7,8 млрд. Собирается вступить в переговоры по поводу уменьшения социальных выплат и североамериканское подразделение DaimlerChrysler – Chrysler Group.
И Ford, и GM планируют в ближайшие годы реструктурировать бизнес в Северной Америке. GM уже объявила, что в рамках реструктуризации до 2008 г. собирается закрыть в Канаде и США 12 заводов и сократить 30 000
работников. Ford собирается полностью обнародовать свой план реструктуризации в начале нынешнего года. Пока известно, что автоконцерн может сократить в Северной Америке по меньшей мере четыре завода и 7000 рабочих. Еще 10 заводов Ford может закрыть с 2008 по 2011 г., если до этого времени оздоровить бизнес не удастся. В этом случае могут быть сокращены до 30 000 сотрудников. Просто выбросить на улицу такое количество людей профсоюз автопроизводителям никогда не позволил бы. Большинству из них будет предложена схема так называемого временного отстранения от работы (программа JOBS Bank). В этом случае члены профсоюзов должны получать зарплату и социальные выплаты в полном объеме.
Программа JOBS Bank стоит автопроизводителям немалых денег. Так, по подсчетам аналитиков, в GM зарплату и социальные выплаты получают от 5000 до 6000 временно отстраненных от работы синих воротничков. В DaimlerChrysler к программе прибегли 2500 работников, а в Ford – 1100. По подсчетам экспертов, в среднем на каждого уволенного работника автостроительные компании тратят до $130 000 в год.
В Ford придумали, как избавиться от этого бремени. В обмен на согласие покинуть компанию рабочим будет предложено полностью оплатить обучение в колледже. “Им будет предоставлена на выбор программа четырехлетнего или двухлетнего обучения”, – говорит представитель Ford Марси Эванс. Причем, отмечает Эванс, рабочим предложат попробовать себя прежде всего в сферах, не связанных с автопромом. Ford уже предложил получить бесплатное образование уволенным работникам своего завода по производству грузовиков в штате Нью Джерси. А в скором времени автоконцерн собирается обратиться с тем же предложением к рабочим сборочного завода в г. Лорейн, штат Огайо. (WSJ, 18.01.2006, Вера Сурженко)