Самый большой будет прибыльнее
Возникновение банка, способного конкурировать с мировыми лидерами – Citigroup и J.P. Morgan Chase, безусловно, много значит для всего банковского сектора Японии. В 80-е гг. японские банки агрессивно расширялись на рынках США и Европы, но после кризиса начала 90-х на рынке недвижимости и фондовом рынке своей страны им в буквальном смысле пришлось бороться за выживание. После череды реструктуризаций и слияний в секторе из двух десятков осталось три крупных банка – MUFG, Mizuho Financial Group и Sumitomo Mitsui Financial Group. В нынешнем MUFG объединились шесть японских банков.
Теперь перед президентом и гендиректором MUFG Нобуо Куроянаги стоит новая задача – увеличить прибыльность банка. По этому показателю японский банк сильно отстает от своих западных конкурентов. В финансовом году, который завершится 31 марта, чистая прибыль MUFG ожидается на уровне 520 млрд иен ($4,55 млрд), а вот Citigroup в 2004 г. получил чистую прибыль в $17 млрд. К 2008 г. MUFG намерен увеличить прибыль до $10 млрд.
MUFG, как и другие японские банки, примерно 60% дохода получает от корпоративного кредитования, хотя западные банки уже давно переориентировались на более прибыльную розницу – карточный бизнес, потребительское кредитование и управление активами. Куроянаги намерен эту ситуацию изменить.
Первоочередной задачей MUFG Куроянаги считает повышение прибыльности от розничных операций в Японии. Для этого ему придется убедить осторожных японских клиентов в преимуществах разнообразных финансовых продуктов перед банковскими депозитами, доходность по которым не превышает 0,01% годовых, и заставить их больше пользоваться кредитными картами. “У всех крупнейших банков мира очень сильны позиции на домашнем розничном рынке”, – говорит Куроянаги. Благодаря этому, добавляет он, банки имеют возможность расширяться за рубежом и в других сферах, например в инвестиционной. “Чтобы стать конкурентоспособным банком в мировом масштабе, мы должны сначала стать сильным местным банком”, – резюмирует гендиректор MUFG.
Одной Японией планы MUFG не ограничиваются. Даже в 90-е гг., когда японские банки сокращали бизнес за рубежом, MUFG сохранил 63%-ный пакет в UnionBanCal – холдинговой компании Union Bank of California, имеющего 339 отделений. На этой базе, а также используя собственные отделения, MUFG намерен расширять бизнес в США; банку также интересен Китай и другие азиатские страны. По словам источников, MUFG ведет переговоры о покупке акций одного из китайских госбанков.
Куроянаги говорит, что MUFG не будет отказываться от смелых шагов для развития бизнеса и в более далеких странах. “Если мы где-то увидим услуги и продукты, которые нужны нашим клиентам, но которых в Японии нет, мы будем готовы к слияниям или инвестированию, чтобы сделать их доступными”, – отмечает он. (WSJ, 17.01.06, Татьяна Бочкарева)