Акции для России
Поэтому ФСФР готовилась ужесточить требования, чтобы новые перспективные бумаги оставались на родине. Служба снизила квоту на выпуск депозитарных расписок с 40% до 35% от общего количества акций компании и запретила эмитентам в ходе IPO размещать за рубежом более 70% бумаг. Постановление ФСФР направлено на регистрацию в Минюст. “Мы уверены, что такой порядок учитывает и интересы “Газпрома” для работы на внутреннем и внешних фондовых рынках”, – говорит руководитель ФСФР Олег Вьюгин. Ранее монополия критиковала эту идею ФСФР, поскольку хотела выпустить АDR на 40% акций. Но вчера источник в “Газпроме” заявил “Ведомостям”, что ей хватит и 35%. Другие крупные компании тоже спокойно отнеслись к инициативам ФСФР. Представитель “Роснефти” отметил, что “планы компании по выходу на международные рынки не противоречат новым правилам”. А зампред правления Росбанка Герман Алиев ранее заявлял, что во время IPO на местном рынке можно с успехом разместить треть объема IPO. Нововведения не помешают российским эмитентам привлекать инвестиции, уверен председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев. Анна Голдин, партнер крупной юридической компании Latham & Watkins, консультировавшей большинство российских IPO, считает намерения регулятора понятными, подчеркивая, что инвесторы должны сами решать, на каких площадках им удобно покупать бумаги российских компаний.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) давно ведет борьбу с оттоком фондового рынка на иностранные биржи. Регулятор особенно старался убедить наши компании проводить IPO на местном рынке, а не за рубежом. Но эмитенты не слушались регулятора. За последние два года в ходе IPO они привлекли за рубежом $4 млрд, а в России – $0,5 млрд. Самые крупные размещения прошли в Лондоне – АФК “Система” и “Новатэк” – и Нью-Йорке – “Мечел”. Эти компании прошли обязательный по закону листинг на российских биржах, но формально – сделок с их акциями в России почти не заключается. А торговая сеть “Пятерочка” и шинный холдинг Аmtel-Vrederstein размещали на Лондонской бирже бумаги голландской и люксембургской компаний, которым российский регулятор не указ.
Но регулятор не только закручивает гайки, но и дает эмитентам послабления. Вчера ФСФР отправила в Минюст еще ряд документов, которые уточняют детали IPO и упрощают размещение. Сейчас представители эмитентов и инвестбанков жалуются на то, что в России очень трудно проводить IPO. Это признавал и сам Вьюгин, отмечая, что “на российском рынке нельзя провести IPO по мировым стандартам”. Эмитент должен сначала зарегистрировать выпуск акций в ФСФР. Затем в течение 45 дней акционеры могли воспользоваться преимущественным правом выкупа бумаг, и лишь эмитент мог организовать аукцион для инвесторов. Такой порядок не позволял определить справедливую рыночную цену акций. Акционеры, которые могли воспользоваться преимущественным правом выкупа, не знали, на какую цену им ориентироваться, так как аукцион еще не проведен. А сделки, которые могли пройти до аукциона, мешали справедливому ценообразованию во время размещения. По новым правилам эмитенты смогут лишь уведомлять ФСФР о размещении ценных бумаг, а не регистрировать отчет о его итогах. Служба упростила процедуру преимущественного права выкупа и даже разрешила зачислять часть размещаемых бумаг на счет брокера-андеррайтера. К тому же для акций, размещаемых на рынке в первый раз, ФСФР придумала специальный листинг типа “В”. Это стало возможным после того, как президент в конце прошлого года подписал поправки в законы о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах и о защите прав инвесторов.