Кубышка на $1 трлн


Валютные запасы Китая к концу года достигли $818,9 млрд. Если бы $60 млрд не были потрачены на капитализацию госбанков, Поднебесная уже в 2005 г. могла бы обогнать Японию, занимающую с $846,9 млрд валютных запасов 1-е место в мире. По данным Национального банка Китая (НБК), в 2005 г. валютные резервы страны выросли на $209 млрд, в 2004 г. – на $207 млрд. Если эти темпы сохранятся, следующий год Китай может встретить с $1 трлн резервов.

Но из-за этого богатства проблем у Китая становится только больше. Огромные резервы привлекают внимание критиков к валютной политике Китая, который не торопится с ее либерализацией. В первую очередь недовольны политики и товаропроизводители США, считающие, что недооцененность юаня дает преимущество китайским экспортерам. Между тем дефицит баланса США в торговле с Китаем растет: в 2004 г. он составил рекордные $162 млрд, в 2005 г., по прогнозам, значительно превысит $200 млрд.

В июле 2005 г. НБК поднял курс юаня на 2,1% до 8,11 юаня/$ и разрешил в течение дня отклоняться на 0,3% в любую сторону (до этого на протяжении 10 лет он поддерживал курс национальной валюты на уровне 8,28 юаня/$). Но растет юань крайне медленно, за полгода прибавив всего 0,52% (в понедельник курс составлял 8,0653 юаня/$). Из-за этого снизился приток в страну горячих денег инвесторов, рассчитывающих на быструю ревальвацию юаня. В IV квартале объем валютных резервов Китая увеличился на $49,9 млрд, и, по словам экономистов, рост происходил только за счет иностранных инвестиций и торговли.

Критики убеждены, что с такими большими валютными запасами переход к рыночному курсу национальной валюты экономике Китая ничем не угрожает. По предварительным данным, в 2005 г. ВВП Китая вырос на 9,8%. Активное сальдо торгового баланса страны в 2005 г. утроилось и превысило $100 млрд, прямые иностранные инвестиции составили $60,33 млрд, недотянув всего 0,5% до рекорда 2004 г. Эксперты говорят, что в будущем давление США с требованиями либерализации юаня станет еще сильнее, а сопротивляться ему станет труднее. Рост валютных запасов “определенно помогает Западу усилить давление на Китай”, полагает старший экономист J.P. Morgan Грейс Ну.

Валютные резервы Китая большей частью номинированы в долларах США, и их объем достаточно велик, чтобы оказывать влияние на денежную политику США. Если бы Китай решил продать часть долларовых резервов, это ослабило бы доллар и США пришлось бы повысить ставки, чтобы иметь возможность привлекать капитал для финансирования дефицита торгового баланса. Но в 2005 г. НБК заявил о намерениях в дальнейшем рассчитывать курс юаня, исходя из соотношения с корзиной валют, состоящей в основном из долларов США, евро, иен и корейских вон. Впрочем, избавляться от долларовых запасов Китай не собирается – эксперты говорят, что продажа долларов Китаю невыгодна, поскольку стоимость оставшихся резервов из-за этого бы снизилась. (WSJ, 16.01.2006, Татьяна Бочкарева)