СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНИЯ: От Митковой до Осокина


Ровно 15 лет назад, 13 января 1991 г., в эфире Центрального телевидения СССР произошло ЧП: Татьяна Миткова – ныне главный редактор информационного вещания НТВ, а тогда только-только восходившая телезвезда, ведущая “экспериментальных” новостей ТСН – отказалась читать в эфире сообщение ТАСС с официальной версией событий, разыгравшихся в Вильнюсе. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. там произошли кровавые столкновения между советскими войсками и сторонниками независимости. Пытаясь лишить их доступа к электронным СМИ, Москва бросила спецназ КГБ (группу “Альфа”) на штурм вильнюсского телецентра, чтобы взять его под контроль и вывести из строя. При этом погибло 13 защитников телецентра, десятки получили ранения.

И вот под вечер того дня на стол ведущей ТСН лег текст официального заявления, в котором власть не моргнув глазом перекладывала ответственность за кровопролитие на сторонников литовской независимости.

Работая на официальном советском телевидении, под жестким контролем, Миткова не могла не включить в выпуск новостей материал, отражавший позицию советского государства, но и читать текст совесть не позволяла. Татьяна нашла остроумное решение: привела с собой в студию диктора, который в те времена всегда на всякий случай дежурил на выпусках новостей. Когда пришло время читать злополучную тассовку, Миткова передала слово диктору: “С официальной версией событий вас познакомит...”. Диктор прочла материал скучным, плоским голосом, без выражения. Все всё поняли без всяких комментариев. В том числе и начальство, которое было в ярости. Миткову отстранили от эфира, а затем уволили.

Спустя несколько месяцев за свой поступок она получила в Нью-Йорке престижную журналистскую награду – премию Свободы прессы (International Press Freedom Award), а после провала путча ГКЧП в августе 1991 г. с триумфом вернулась на телевизионный экран. И надолго обрела репутацию независимой журналистки самых либеральных, демократических взглядов.

Немудрено, что в 2001 г., когда вспыхнул “конфликт хозяйствующих субъектов” за контроль над НТВ, а журналистский коллектив раскололся, большинство поклонников таланта Митковой были изумлены, обнаружив ее на стороне Кремля и “Газпрома”.

Скептики еще тогда говорили: в чем же, собственно, журналистская доблесть – в том, чтобы перевести стрелку на диктора, а самой отойти в сторону? Если уж погибать, так с музыкой: сопроводить тассовский текст собственным жестким комментарием, поставить под сомнение правдивость содержавшейся в нем информации. Тогда на маловеров цыкнули: о чем вы говорите, кто бы ей дал рот раскрыть, просто вырубили бы из эфира, и все тут. Маловеры устыдились и замолчали. Однако в том-то и было дело, что для Татьяны Митковой чистота жанра, информационная ортодоксия – новости отдельно, комментарии отдельно (лучше – в какой-нибудь другой программе) – всегда были превыше каких-либо других соображений. Поэтому, когда весной 2001 г. случилось так, что политические страсти захлестнули информационный эфир НТВ и все законы жанра были нарушены, главная ведущая новостей телекомпании не смогла этого пережить и – как к этому ни относиться – вышла из игры, чтобы вернуться уже на новое, совсем другое НТВ.

Быть может, она питала какие-то иллюзии. Но в итоге получилось так, что вскоре сама Миткова пополнила грустный список телезвезд, исчезнувших или почти исчезнувших с экранов.

Светлана Сорокина, Сергей Доренко, Леонид Парфенов, Виктор Шендерович, Ольга Романова, Андрей Норкин, Евгений Ревенко, Савик Шустер, Елена Масюк, Владимир Кара-Мурза, Александр Герасимов – список можно продолжить. Обстоятельства их ухода из эфира были разные, по-разному сложилась их последующая судьба. Кто-то ушел из профессии совсем, кто-то время от времени появляется в разовых проектах, кто-то, по сути, объявлен персоной нон-грата на всем российском телевизионном пространстве, кто-то нашел профессиональное убежище в украинском телеэфире или на “Эхе Москвы”, кого-то можно увидеть по спутниковому каналу RTVi, кто-то, как обещают, может вернуться в эфир. Репутация у них тоже разная, кто-то их любит, кто-то ненавидит.

Но с одним трудно спорить: все это яркие личности, эрудиты, мастерски владеющие словом, профессионалы с колоссальной энергетикой, которая передавалась зрителю через экран. С гражданской позицией, со своим отношением к происходящему в стране и мире, которое они умели – и в этом высшее мастерство телевизионного журналиста – передавать невербальными способами: интонацией, паузой, улыбкой.

Быть может, лучше других умеет это делать немногословный и ироничный ветеран НТВ Михаил Осокин. Вчера объявлено, что его программа “Сегодня в полночь” больше не будет выходить в эфир. Все закономерно. В информационном эфире главных телеканалов страны торжествует классический стиль – строгая безликость, политическая стерильность. Осокин в этот стиль не вписывается никак.

Ирония судьбы состоит в том, что официально сообщить ему о принятом решении пришлось главному редактору информационного вещания НТВ Татьяне Митковой – накануне того самого дня, в который 15 лет назад она совершила такой важный поступок в своей журналистской карьере.