Король ритейла
За восемь лет, которые Терри Лихи занимает пост гендиректора, годовая прибыль Tesco выросла более чем в два раза до 2 млрд фунтов. Под его руководством компания вышла на рынки восьми стран, а доля Tesco в общем объеме расходов покупателей в британских супермаркетах выросла более чем на 10 процентных пунктов до 31%.
Сэр Терри – настоящий король ритейла. В его магазинах оседает каждый восьмой фунт из потраченных в стране, а Tesco – самый крупный работодатель среди частных компаний. “Росчерком пера он может изменить судьбу фермеров Великобритании или даже всего мира, – говорит Эндрю Симмс, независимый аналитик из New Economics Foundation. – Он может менять судьбы городов, решая, где именно расположатся универмаги Tesco”.
По внешности и манерам сэра Терри трудно предположить, что этот человек обладает таким влиянием. В отличие от Джастина Кинга, гендиректора главного конкурента Tesco – розничной сети Sainsbury, сэр Терри очень сдержан. Всегда в сером костюме, с аккуратной стрижкой и в простых очках, он намеренно сливается с толпой. Он не любит резких жестов и не носит ярких галстуков. Один старый знакомый сэра Терри шутит: “Он похож на лектора из второразрядного университета”.
Топ-менеджер, работавший не только с Лихи, отмечает, что простота в общении – его отличительная черта. “Со многими людьми было бы невозможно общаться, если бы они достигли хотя бы половины того, что сделал сэр Терри”, – добавляет он. “Засучив рукава, он просто начинает работать”, – говорит еще один знакомый с Лихи предприниматель.
49-летний сэр Терри родился в многодетной семье (у него три брата) в Ливерпуле. Вырос он в доме, который выделило государство. Учился в местной католической школе, а затем – в Манчестерском институте науки и технологий (UMIST) по специальности “менеджмент”. Но за 26 лет работы в Tesco Лихи заработал приличное состояние. Его вознаграждение составило 6 млн фунтов за последние два года. Кроме того, ему принадлежат акции Tesco на 18,6 млн фунтов и опционы на 16 млн фунтов.
На работу он ездит сам на собственном Lexus. И последние 10 лет не меняет места жительства: вместе с женой Элисон, врачом, и тремя детьми он живет в домике в г. Каффли (графство Хартфордшир). Ни яхты, ни виллы у него нет. И когда его просят привести примеры собственной расточительности, он совершенно искренне не может припомнить ни одного случая.
За сдержанный характер некоторые журналисты недобро называют сэра Терри человеком скучным и лишенным харизмы. Он говорит так тихо, что приходится прислушиваться к его практически лишенному интонации монотонному ливерпульскому акценту. Но даже при отсутствии харизмы внутренней уверенности сэру Терри не занимать. Люди, знакомые с ним и его семьей, отзываются о нем как об очень доброжелательном, прямом и порядочном человеке.
Хотя о Tesco Лихи шутить не любит, чувство юмора ему не чуждо. На одном из недавних ланчей он рассмешил присутствующих, комментируя успехи своей любимой футбольной команды Everton. В штаб-квартире Tesco в Чесханте (графство Хартфордшир) шутка о том, что бело-голубые полоски на фирменных продуктах Tesco также являются цветами Everton, давно стала дежурной.
Но, помимо Everton, других тем для светской беседы в офисе Tesco практически нет. И хотя именно сосредоточенность на бизнесе принесла Tesco огромный успех, атмосфера в компании по душе далеко не всем коллегам сэра Терри. Даже один из его самых больших поклонников признает, что временами тот бывает “слишком мрачным”. Еще один его коллега говорит: “Я в самом деле думаю, что он мог бы и раскрепоститься... Людям хочется приходить сюда и получать удовольствие от работы, и иногда из-за своей серьезности Терри превращает ее в немного бездушную”.
Когда его просят назвать свои слабости, сэр Терри самоуничижительно говорит, что не знает, с чего начать. “Мой ирландский темперамент”, – наконец заявляет он. Но это скорее отвлекающий маневр, чем правда: всем известно, что он никогда не теряет самообладания и не повышает голос, но когда раздражен, то умеет посмотреть так, чтобы человек это почувствовал.
Еще он говорит, что иногда не понимает людей так, как должен: “Если вы в самом деле беспокоитесь о бизнесе, то важно найти баланс между поощрением и критикой сотрудников, и иногда у меня не получается это хорошо”.
Но, по мнению Эндрю Сета, автора “Войн супермаркетов” и бывшего председателя совета директоров Lever Brothers, Терри Лихи – самый выдающийся ритейлор своего поколения. Сет, который знает сэра Терри несколько десятилетий, говорит, что последовательное выполнение им собственной стратегии стало образцом для подражания. Почти 10 лет назад, незадолго до того как сэр Терри стал гендиректором, он составил план развития Tesco, включавший в себя увеличение доли на британском рынке, расширение за счет международных рынков, развитие продажи непродовольственных товаров и ритейловых услуг. Этих целей он добивался с решимостью, которой позавидовал бы любой из конкурентов. При его одержимости заботой о покупателях – о которых он вспоминает по нескольку раз в каждом интервью – и этой последовательности он сумел опередить всех конкурентов.
“Он не похож на других в том, что он очень-очень простой человек и очень-очень сосредоточенный, – говорит Сет. – Это сочетание поразительно. Он все сводит к простым составляющим. Если вы спросите его, в чем успех Tesco, он скажет: “Потому что мы продаем то, что хотят покупатели”.
Будучи специалистом по маркетингу, Терри Лихи в начале 1990-х гг. придумал клубную карту Tesco, новую линию продуктов Tesco и систему сокращения очередей в кассу. Эти шаги вывели в 1991–1992 гг. компанию на новый уровень и позволили Лихи стать одним из кандидатов на пост гендиректора.
Возможно, именно его маркетинговое прошлое объясняет, почему сэр Терри настолько сосредоточен на покупателях. “Я всегда использую любой шанс посмотреть на свой бизнес глазами клиентов, – объясняет он. – Поэтому я и отправился перед Рождеством по магазинам, чтобы увидеть, чем встречает Tesco своих покупателей на этой неделе”.
И он действительно верит в этот поход. Говорит о нем снова и снова. По его мнению, покупатели, а не он обладают властью. “Я искренне думаю, что покупатели – это самая сильная власть в Великобритании. У них есть власть дать деньги вам, и точно так же они могут их у вас забрать, отправившись за покупками в другое место”. (FT, 24.12.2005, Татьяна Бочкарева)