Спецраспределители


Предложение “единороссов” может заинтересовать многих. “Русал” на паритетных началах с РАО “ЕЭС России” планирует построить Богучанскую ГЭС и новый алюминиевый завод в Красноярском крае. Лицензией на Ковыктинское газоконденсатное месторождение владеет “Русиа Петролеум”, контрольный пакет которой принадлежит ТНК-ВР, на Талаканское – “Сургутнефтегаз”, на Юрубчено-Тохомскую зону – одна из “дочек” ЮКОСа, зоной своих интересов Восточную Сибирь назвали “Сургутнефтегаз” и “Роснефть”, получившая Ванкорское месторождение. Запасы газа Восточной Сибири – 6,6 трлн куб. м, а нефти – 2,5 млрд т. Но добычи в регионе почти нет как раз из-за отсутствия инфраструктуры, затраты на строительство которой “огромны”, говорит представитель одной из этих компаний. Опрошенные “Ведомостями” бизнесмены пока не говорят, собираются ли они обращаться за помощью в “Единую Россию”, но признают, что рассчитывают на деньги из федерального бюджета. Например, РАО “ЕЭС России” будет строить новые элестростанции за счет своей инвестпрограммы, но рассчитывает, что государство профинансирует обустройство зон затопления, говорит представитель РАО.

IV съезд “Единой России” прошел в Красноярске еще в конце ноября, но его решения президиум генсовета партии утвердил только 20 декабря, после чего документ подписал Борис Грызлов. Судя по тексту решения, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”, “единороссы” хотят вплотную заняться бизнесом и ставят перед собой очень амбициозные задачи.

Партию заботят судьбы Сибири и Дальнего Востока. Чтобы укрепить их экономический потенциал, “единороссы” предлагают завершить строительство Бурейской, Усть-Среднеканской и Богучанской ГЭС, модернизировать Братскую ГЭС и Харанорскую ГРЭС, построить нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан, нефтеперерабатывающий завод в районе Находки и несколько новых железнодорожных линий (например, Салехард – Надым – Игарка – Козинск, Усть-Кут – Ленск, Кызыл – Курагино и пр.). Построить все электростанции, трубопровод и НПЗ стоит примерно $23,5 млрд, оценил президент Института энергетической политики Владимир Милов. А километр железной дороги в этом регионе обойдется примерно в $2 млн.

Но “единороссы” предлагают государству вложиться не только в инфраструктуру, но и в миграционную политику, которая позволила бы обеспечить бизнес “человеческим потенциалом”, а также в образование, чтобы сделать этот потенциал пригодным для использования. Например, в рамках президентского национального проекта “Образование” партийцы предлагают построить национальные университет и библиотеку в Красноярском крае. Этот вуз и займется подготовкой специалистов, которые будут востребованы бизнесом, – с учетом разработки месторождений Нижнего Приангарья и юга Эвенкии, поясняет источник в администрации Красноярского края.

Бюджетными деньгами на инфраструктурные проекты ведает Минэкономразвития, но “единороссы” предлагают обращаться к ним. Ведь, говорится в решении съезда, “единороссы” собираются создать “действенный механизм согласования” приоритетов государства и бизнеса. Что это будет за механизм и сколько денег он потребует от госбюджета, “единороссы” пока не знают. “Пока мы зафиксировали цифры на 2006 г., а дальше будет видно”, – говорит зампред думского комитета по бюджету и налогам Виталий Шуба. Из бюджета-2006 “единороссы” предлагают выделить 7 млрд руб. на строительство автодороги Чита – Хабаровск и 1,5 млрд руб. на программу социально-экономического развития Курильских островов. По словам председателя думского комитета по экономической политике Валерия Драганова, на инфраструктурные проекты следовало бы пустить допдоходы бюджета-2006, а главные траты предусмотреть в бюджете-2007.

“Единая Россия” активно вербует в свои ряды крупных бизнесменов, превращаясь в “капиталистическую номенклатуру”, – заметил Ростислав Туровский из Института региональной политики. Сотрудникам “Ведомостей” приходилось бывать свидетелями переговоров бизнесменов с партийными функционерами о своем бизнесе – например, о режиме его налогообложения. “Но насколько эффективно партия сможет лоббировать интересы бизнесменов?” – задается вопросом политолог. Во-первых, лоббистские возможности “единороссов” ограничены работой в Госдуме, а для чиновников, которые распоряжаются, например, инвестфондом, мнение партийцев вторично. Во-вторых, “Газпром”, “Роснефть” и некоторые другие крупные компании в состоянии решить все свои проблемы, обратившись непосредственно в Кремль, и помощь “единороссов” им совершенно не нужна, говорит Туровский. Замруководителя политсовета СПС Леонид Гозман утверждает, что “Единая Россия” – это не партия, а госструктура, к лоббистским возможностям которой бизнесмены наверняка отнесутся “серьезно”. А источник в Минэкономразвития не верит в то, что партии удастся реализовать свой план: “У них за душой нет ни гроша, они ходят в правительство и просят нас показать наши проекты и наработки, чтобы повесить их на свой партийный флаг”.