ОБЪЕДИНЕНИЕ: Демократия. Перезагрузка


Прошло два года после поражения демократов на парламентских выборах. Ровно столько же осталось до следующих. Чтобы в 2007 г. демократы вернулись в парламент, сейчас, пересекая этот экватор, мы должны иметь план действий. Говорю “мы”, имея в виду всех демократов, потому что убежден: иного пути, кроме объединения демократических сил, – и даже более того: иного пути, кроме консолидации усилий всего гражданского общества, кроме создания единой политической силы, способной прийти к власти и защитить демократию, у нас нет.

В связи с этим возьму на себя смелость предположить, что объединение демократических партий станет главной политической темой будущего, 2006 г.

События конца года уходящего – выборы в Мосгордуму, 2-й Всероссийский гражданский конгресс, съезды и конференции демократических партий – продемонстрировали, что необходимость объединяться сегодня признают все демократические лидеры без исключения. Существенные разногласия традиционно возникают по вопросам: “На основе чего и кого объединяться?”, “Какова идеология объединения?”, “Кто будет лидером (лидерами)?”, “Какова технология объединения?”.

Григорий Явлинский предлагает объединяться на основе общей программы, которую предстоит разработать. Владимир Рыжков считает, что основой для объединения может быть Республиканская партия. Ирина Хакамада говорит, что объединяться надо вокруг потенциального кандидата на пост президента, считая таковым Михаила Касьянова. А что теперь будет делать сам Касьянов, похоже, пока не знает даже он сам. Понимание у всех разное. Но очевидно, что оно должно быть единым и времени на выработку единого понимания идеологии и технологии объединения не так уж много. По моему мнению, уже к осени все вопросы объединения должны быть решены и юридически оформлены.

Уверен, что принципиальная разница в понимании возникает потому, что каждый участник предстоящего объединения формулирует свою позицию, исходя из собственных интересов и интересов своей партии.

Я предлагаю план объединения, если хотите – план “перезагрузки демократии” в стране, основанный на принципе чистой демократии, а не на чьих-то личных или партийных интересах.

Считаю принципиальным, что этот план должен быть не внутренним секретным документом, известным только ограниченному кругу лиц, а публичным и открытым для общества. Потому что он может быть реализован только при непосредственном личном участии каждого гражданина России, считающего себя демократом – не по партийности, а по убеждениям.

Семь шагов

Первое. Необходимо срочно создать Объединенный демократический совет из политических лидеров демократического лагеря. Совет должен сделать простое и короткое политическое заявление: “Мы, демократы, намерены объединиться и на ближайших парламентских выборах выступить как объединенная демократическая партия, чтобы победить в реальной борьбе за власть”. Такое заявление заставит каждого взять на себя политическую ответственность и продемонстрирует обществу серьезность наших намерений. Это необходимо сделать в самом начале нового года.

После такого заявления задачей объединенного совета должны быть уже не переговоры между участниками, а непосредственная организация объединительного процесса. Считаю, что для этого в работе совета должны принимать участие не только лидеры партий, но и представители гражданского общества, в том числе объединенные гражданским конгрессом. Причем на всех этапах объединительного процесса гражданское общество должно принимать в нем максимально активное участие и контролировать реализацию плана объединения с точки зрения интересов общества.

Совет также должен взять на себя роль координатора при подготовке к мартовским региональным выборам, на которых демократические партии должны выступать единым фронтом. Если мы об этом не договоримся, то на практике грош цена нашим декларациям. Реальная консолидация демократического лагеря обязательно должна проходить на региональном уровне. А опыт московских выборов доказывает: ничто так не сближает, как конкретная практика совместного участия в выборах.

Второе. Я предлагаю всем демократическим партиям, а также общественным организациям, считающим себя демократическими и заинтересованными в объединении демократов, объявить мораторий на любые действия, направленные на причинение политического ущерба друг другу. Мы – демократы и признаем право каждого на иное мнение. Мы готовы выслушивать критику и дискутировать друг с другом. Но при этом мы должны понимать, что находимся в такой политической ситуации, когда мы сами, своими собственными руками, своей беспощадной взаимной критикой, претензиями, обидами уничтожаем друг друга на потеху нашим противникам, которым даже делать больше ничего не надо, остается только злорадно потирать руки. Считаю, что, если публично высказанные взаимные претензии способны нанести ущерб кому-то из демократов, от них надо осознанно отказаться. Мы всегда можем открыто обсудить все наши разногласия, выслушать друг друга, высказать все друг другу в глаза. Но это не должно никому из нас навредить. Давайте сначала создадим в России условия для нормальной политической конкуренции, а потом будем конкурировать между собой.

Поэтому я считаю, что Объединенный демократический совет должен стать своеобразным арбитражем и от имени всех участников объединительного процесса пресекать любые действия, направленные на причинение ущерба друг другу, разрешать спорные и конфликтные ситуации внутри демократического лагеря.

Третье. Объединенный демократический совет должен взять на себя ответственность за подготовку программы новой партии. Основой такой программы вполне могут быть “Программа демократической модернизации России”, предложенная Евгением Ясиным, программа “нового общественного договора”, предложенная Григорием Явлинским, программные документы, которые сейчас разрабатываются в СПС, программные документы всех демократических партий. Я полностью согласен с Георгием Сатаровым: наша программа действительно должна быть программой всего гражданского общества России. Именно поэтому важно, чтобы программа объединенных демократов максимально широко обсуждалась в обществе, причем в каждом регионе страны, и при этом изменялась и дополнялась в соответствии с требованиями общества. Это трудная и кропотливая работа, но без нее настоящую программу всех демократов, всего гражданского общества страны не написать. Мы должны услышать людей, услышать голос общества.

Итогом обсуждения нашей программы должно стать ее публичное принятие всеми участниками объединения. Каждый из нас должен публично заявить: “Это моя программа. Подписываюсь под каждым словом. Буду ее реализовывать”.

Считаю, что разработку и обсуждение программы необходимо осуществить за первые шесть месяцев будущего года.

Четвертое. Для организации обсуждения программы объединенных демократов в каждом регионе должен быть создан региональный объединенный демократический совет из представителей всех демократических партий – участниц объединения, представленных в этом регионе. Причем во многих регионах такие советы уже созданы и действуют.

Пятое. До объединительного съезда региональными советами организуются и проводятся региональные объединительные конференции, на которых делегаты, пропорционально избранные от числа членов всех партий – участниц объединения, демократическим путем избирают лидеров будущей объединенной партии в регионе и делегатов на объединительный съезд. При этом региональные советы в качестве арбитров должны провести полную ревизию членов всех партий, чтобы не допустить представительства от “мертвых душ” и тех “членов партий”, которые себя таковыми не считают. Только таким образом объединительный съезд может действительно представлять интересы всех членов объединяющихся партий. Если мы намерены построить в России истинно демократическую партию, а не очередной PR-проект, надо начинать с демократии: избрание будущих региональных лидеров объединенных демократов и представительство на объединительном съезде должны быть по-настоящему честными и демократичными.

Шестое. Не позднее августа 2006 г. проводится объединительный съезд новой партии.

Но создавать партию с нуля в современных политических условиях – слишком большой риск. Новая партия может быть просто не зарегистрирована по прямому указанию из Кремля. Поэтому из числа существующих демократических партий объединительный съезд должен определить партию-оператора, на основе которой будет создана объединенная партия. Хочу подчеркнуть, что оператором может быть абсолютно любая из существующих демократических партий при одном-единственном условии: она должна будет официально принять все решения объединительного съезда. А объединительный съезд должен принять несколько решений: определить новое название объединенной партии, внести все необходимые изменения в устав партии-оператора, а также избрать руководящие органы новой партии, куда должны войти все ключевые фигуры демократического лагеря.

Такой подход снимает с повестки дня всякие дискуссии о том, на основе какой из партий надо объединяться. Это не важно. Монетку бросать не будем. Мы ответственные люди и примем взвешенное и ответственное решение.

Седьмое. Поскольку решения объединительного съезда будут иметь не юридическое, а только политическое значение, делегаты съезда партии-оператора должны еще раз проголосовать за все принятые объединительным съездом решения. С этого момента объединенная демократическая партия будет фактически создана, останется только зарегистрировать в Минюсте принятые изменения в уставе.

Выбор лидера

Что касается вопроса о лидере, то я уверен, что сейчас этот вопрос тоже не является принципиальным. В конце концов, на первом этапе можно предложить формулу из нескольких сопредседателей, с тем чтобы к президентским выборам объединенная партия выдвинула единого кандидата на пост президента. Демократических лидеров не назначают, ими не становятся по праву крови. Демократических лидеров выбирают. Поэтому определение единого кандидата на пост президента должно осуществляться через процедуру праймериз, т. е. внутрипартийных выборов. Убежден, что все попытки поставить телегу впереди лошади, т. е. сначала выдвинуть кандидата на пост президента, а потом создавать под него партию, обречены на провал. И это подтверждается последними событиями вокруг Демократической партии России, которую попытался возглавить Михаил Касьянов.

Выдвинуть сейчас кандидата на пост президента от демократов – это холостой выстрел, потому что оружие не заряжено. Потому что демократов как серьезной политической силы сегодня, к сожалению, нет. Надо сначала стать сильными и едиными демократами, а уж потом выдвигать своего кандидата. И вот тогда у него появятся хорошие шансы. Убежден, что с проблемой единого кандидата гораздо эффективнее справится объединенная демократическая партия через год, чем еще не объединенные партии сегодня.

Этот план демократичен и компромиссен. Он не в интересах какой-то одной партии. Он в интересах страны. Повторяю: договориться о реальном объединении сил нам не удастся до тех пор, пока каждый участник переговоров говорит с точки зрения своих интересов, с точки зрения интересов своей партии. Поэтому я предлагаю вести диалог не с позиций своих партий. И начинаю с себя. Моя партия – Союз правых сил, и я горжусь этим. Но предложенная мною концепция объединения основана не на интересах моей партии, а на интересах демократии в нашей стране.