“Алроса” отдаляется от De Beers


В этом году “Алроса” экспортирует алмазов на $1,59 млрд. На De Beers придется $680 млн, сообщил вице-президент компании Юрий Дуденков. До 2003 г. почти все экспортные алмазы монополия продавала De Beers. Но два года назад взаимоотношениями двух компаний заинтересовалась Еврокомиссия. С тех пор “Алроса” стала налаживать альтернативные каналы сбыта своей продукции за рубежом. А в прошлом году под нажимом Еврокомиссии компании договорились, что к 2010 г. поставки российских алмазов в адрес De Beers снизятся почти в три раза – до $275 млн.

Европейским чиновникам этого, судя по всему, оказалось мало. Вчера “Интерфакс” со ссылкой на источник в одном из ведомств сообщил, что Еврокомиссия намерена потребовать от De Beers и “Алросы” прекратить торговлю алмазами с 2009 г. Получить комментарии на этот счет в компаниях не удалось.

Аналитик “Проспекта” Ирина Ложкина опасается, что “Алроса” не сможет отказаться от сотрудничества с De Beers. Она напоминает, что южно-африканская компания контролирует более половины мировой добычи алмазов и примерно 80% рынка сбыта. У De Beers есть возможность покупать камни, не пользующиеся спросом на рынке, и хранить их до тех пор, пока конъюнктура не изменится.

Но “Алроса” уже сейчас пытается ослабить свою зависимость от De Beers. Как рассказал президент компании Александр Ничипорук, “Алроса” намерена создать свой круг клиентов и продавать им до 65% сырья по контрактам и около 35% алмазов реализовывать на тендерах и аукционах. Так, “Алроса” впервые заключила долгосрочные контракты на реализацию алмазов с крупными российскими производителями бриллиантов – смоленским “Кристаллом” и компанией “Руиз Даймондс”. По словам Ничипорука, в контрактах прописаны объемы поставляемого сырья, ассортимент и механизм ценообразования. А Дуденков добавляет, что “Алроса” рассматривает возможность заключения долгосрочных контрактов и с иностранными покупателями, в том числе с сайтхолдерами De Beers. Потенциальных клиентов он не назвал.

Гендиректор “Руиз Даймондс” Валерий Морозов рассказал, что контракт с “Алросой” был подписан этой осенью. Он заключен на год с автоматической пролонгацией. “Соглашение с “Алросой” дает нам ощущение стабильности”, – признает Морозов. В “Кристалле” от комментариев отказались. С кем еще “Алроса” намерена работать на регулярной основе, Ничипорук не уточнил. Как сообщил Дуденков “Ведомостям”, компания продает сырье трем основным группам покупателей: Гохрану, российским компаниям по контракту и на тендерах и иностранным клиентам также на аукционах.

В самой De Beers к инициативам “Алросы” относятся спокойно. “Наши сайтхолдеры свободны в выборе продавца и могут покупать алмазы у кого угодно, в том числе и у “Алросы”. Для нас это не проблема”, – заявила представитель De Beers Линетт Хори.