Без срока давности
Спитцер обвиняет Гринберга в мошенничестве с активами основателя AIG Корнелиуса Старра, скончавшегося в 1968 г. В докладе прокуратуры говорится, что активы Старра были проданы гораздо дешевле их истинной стоимости компаниям, которые контролировал Гринберг. Деньги в итоге получила благотворительная организация Starr Foundation.
При совершении сделок имел место “существенный конфликт интересов, поскольку [Гринберг и другие директора Starr Foundation] контролировали и продавца, и покупателя, и бенефициара”, – отмечено в докладе. Продавались акции трех частных компаний, аффилированных с AIG, покупателями выступали подконтрольные Гринбергу C.V. Starr и Starr International, бенефициаром – Starr Foundation.
В июне 1970 г. пакеты акций бермудских American International Underwriters Far East и C.V. Starr были проданы за $2 млн. Но по оценке Morgan Stanley, сделанной в то время, и исходя из суммы, за которую эти компании были впоследствии перепроданы AIG, бумаги стоили более $12 млн, отмечено в докладе. В сентябре 1970 г. 20%-ный пакет акций Starr International – инвесткомпании, которая платит часть бонусов топ-менеджерам AIG, – был продан ей же за $3000. Но за несколько месяцев до того активы Starr International были обменены на акции AIG на сумму $100 млн. Таким образом, говорится в докладе, 20% акций компании стоили $20 млн, а не $3000. Позже за активы Старра AIG отдала акции на $30 млн, сейчас бы они стоили более $6 млрд.
За “наследство” Старра отвечало несколько топ-менеджеров AIG. Четверо из них, дожившие до сегодняшнего дня, – Гринберг, Хьютон Фриман, Джон Робертс и Эрнест Стемпел – не считают, что в чем-либо виноваты. “Каждый из нас выполнял долг перед Старром и благотворительной организацией безвозмездно и в соответствии с его волей и законом”, – говорится в их заявлении. По сообщению Reuters, обвинения Спитцера они называют “абсурдными и политически подозрительными” и считают, что прокурор ворошит события, “хотя уже давно вышел срок давности”. Юристы Гринберга напоминают, что эти сделки одобрили Налоговое управление США (IRS), суд Нью-Йорка и прокуратура штата. Спитцер в ответ утверждает, что Гринберг и его юристы предоставили надзорным органам недостоверную и неполную отчетность, а срок давности по этому вопросу не действует.
Прокуратура также призывает провести реорганизацию Starr Foundation, председателем совета директоров которой вот уже более трех десятилетий является Гринберг, и инициировать новое расследование этого дела. Но президент Starr Foundation Флоренс Дэвис заявила, что компания уже провела “тщательное расследование”, и отказалась сообщить, будет ли начато новое. Пресс-секретарь AIG от комментариев воздержался.
Гринберг был вынужден уйти с постов гендиректора (а потом и председателя совета директоров) AIG весной из-за скандала с бухотчетностью компании. Как показало внутреннее расследование, в некоторых случаях в фальсификации отчетности были непосредственно виновны Гринберг и финдиректор AIG Ховард Смит. Компании пришлось пересмотреть отчетность за 2000–2004 гг. и снизить собственный капитал на $2,26 млрд. В мае против Гринберга и Смита гражданский иск подала прокуратура штата, обвинив их в введении инвесторов в заблуждение и искусственном завышении прибыли и капитала AIG. В сентябре иск на Гринберга подала AIG, потребовав, чтобы Starr International отказалась от контроля акций AIG на $20 млрд. Спитцер недавно заявил, что начинать в отношении Гринберга уголовное расследование не намерен. (WSJ, 15.12.05, Татьяна Бочкарева)