Защитник бизнеса
“Законы нужно соблюдать, но действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса” – с такой формулировкой Путин поручил своим министрам разобраться в тяжбе Росимущества и “Ист Лайн”. Резолюция была написана прямо на письме губернатора Московской области Бориса Громова, рассказали “Ведомостям” сотрудник администрации президента и чиновник одного из профильных ведомств. Письмо датировано 15 ноября. И в нем Громов опасается, что все иски Росимущества доведут ”Домодедово” до закрытия, уточняет один из собеседников. Поэтому, добавив в начале своей резолюции “прошу учесть озабоченность губернатора”, глава государства отправил ее двум своим министрам – главе Минэкономразвития Герману Грефу и министру транспорта Игорю Левитину. А те уж обязательно вмешаются в ситуацию, добавляет сотрудник одного из министерств.
Судебные тяжбы “Ист Лайн” и Росимущества продолжаются больше года, и пока перевес на стороне чиновников. В феврале Росимущество добилось в суде расторжения 75-летнего договора с “Ист Лайн” на аренду аэродрома “Домодедово”. А в мае оспорило сделку, по которой группа получила аэровокзал. До 1997 г. он принадлежал ГУП “Домодедовское ПО гражданской авиации”, а затем был передан компании “Домодедово-2”, в которой ГУП получил 48,65% акций, а аффилированная с “Ист Лайн” компания Hacienda Investments – 50,66%. В результате серии допэмиссий доля государства в аэровокзале размылась. Росимущество посчитало, что ГУП не имел права вносить аэровокзал в уставный капитал “Домодедово-2” без согласования с Мингосимуществом, и чиновники пошли в суд. Проиграв в августе в первой инстанции, Росимущество подало апелляцию и 8 ноября одержало частичную победу. Суд признал сделку восьмилетней давности незаконной, но только в части движимого имущества.
С Громовым связаться не удалось, в пресс-службе Мособласти от комментариев отказались. Но в “Ист Лайн” письмо вместе с президентской резолюцией видели многие, говорят два сотрудника компании. “Очень порадовались”, – отмечает один из них. Чиновник одного из министерств уточняет, что Левитин на поручение Путина уже отреагировал. На прошлой неделе он написал Грефу, что Росимущество должно договориться с “Ист Лайн” по самому терминалу “Домодедово” и до конца года оформить новый договор аренды на аэродром, уточняет госслужащий. В пресс-службе Минтранса комментировать это не стали, ограничившись пресс-релизом об официальной позиции министерства. “Ист Лайн” вложила в реконструкцию “Домодедово” около 30 млрд руб., это “самые масштабные” инвестиции среди наших аэропортов за последние 30 лет. “Ист Лайн” – эффективный эксплуатант, “Домодедово” – бесспорный лидер. И Минтранс “заинтересован в скорейшем разрешении конфликта”, говорилось в пресс-релизе. Представители Росимущества от комментариев воздержались, ссылаясь на то, что руководитель ведомства Валерий Назаров вчера вечером отправился обсуждать всю ситуацию в Минэкономразвития.
Вмешательство президента в жизнь крупного бизнеса стало делом обычным. Правда, Путина не всегда следует понимать прямо: например, он обещал, что ЮКОС не будет обанкрочен. Этого действительно пока не произошло, вместо этого компания лишилась основного добывающего актива. Зато некоторым бизнесменам участие президента помогает: например, благодаря посредничеству Путина “Альфа-групп” разрешили купить активы Cukurova Group в Турции. А в последнем послании Федеральному собранию Путин вступился за все бизнес-сообщество целиком, заявив, что его не вправе терроризировать налоговые органы. Правда, жалобы на налоговый террор так и не прекратились.
“С такой поддержкой в лице президента проблема [“Ист Лайн”], можно считать, уже разрешилась”, – надеется аналитик ОФГ Елена Сахнова. А ведь в какой-то момент “Ист Лайн” действительно рисковала потерять бизнес, на который нашлось бы немало охотников, добавляет она. Именно поэтому и появилось письмо Громова “по следам” последнего судебного заседания, считает Сахнова. “Правда, после смены президента ситуация вполне может повториться, поскольку “Домодедово” – действительно лакомый кусок”, – оговаривается эксперт.