AT&T меняет курс
SBC Communications завершила поглощение AT&T за $16 млрд, и со вчерашнего дня объединенная компания работает под старым почтенным именем. Однако лишь 23% выручки AT&T будет приходиться на услуги фиксированной телефонной связи для жилого сектора. В течение многих десятилетий наряду с другими голосовыми услугами фиксированная телефония была основным бизнесом для компании, основанной в 1885 г. Однако в последние годы этот бизнес фактически не развивался.
Отныне основным двигателем роста компании станет единая сеть на основе интернет-технологии, через которую компания будет поставлять видеоинформацию, данные и голосовые телефонные звонки. Руководители AT&T говорят, что в течение ближайших полутора лет новая технология позволит обеспечить потребителям доступ к 1000 телеканалов. Кроме того, AT&T планирует передавать телевизионный контент на мобильные телефоны, показывать на телевидении рекламу для целевых аудиторий и предоставлять тысячи программ и фильмов по требованию.
Технологические новшества, позволяющие передавать различные виды информации в цифровом виде, стимулируют жесткую конкуренцию между компаниями, которые стремятся предоставить клиентам набор услуг в одном пакете. Verizon Communications также имеет масштабные планы относительно предоставления мультимедийных услуг. Компания доминирует на рынке телефонной связи на северо-востоке США, в этом году она купила оператора дальней связи MCI (бывшая WorldCom), а также контролирует оператора мобильной связи Verizon Wireless (совместное предприятие с британской Vodafone). Между тем кабельные компании, такие как Comcast и кабельное подразделение Time Warner, активно вторгаются на рынок телефонной связи. И, наконец, интернет-компании (самый яркий пример – Google) начинают предоставлять видео- и голосовые услуги.
Успехи кабельных сетей в завоевании рынка телефонной связи гораздо больше, чем достижения AT&T в работе в телевизионном секторе. Кабельные компании уже насчитывают более 3 млн телефонных абонентов, и, к тому времени как AT&T развернет свою сеть, они могут оказаться далеко впереди, предоставляя клиентам пакеты из многочисленных услуг и тем самым повышая их лояльность. Даже при самом благоприятном развитии событий к концу десятилетия у AT&T не будет больше 5 млн подписчиков видеоуслуг, говорят конкуренты. В большинстве регионов жители уже могут выбирать из трех провайдеров – одной кабельной и двух спутниковых компаний, говорит Брайан Робертс, генеральный директор Comcast. “[Сложно предположить, что] кто-то может заставить их на уже сложившемся рынке отказаться от всего и заново подключиться к четвертому провайдеру... Я не понимаю, как такая стратегия может окупиться”, – заявил он.
В декабре AT&T планирует пробный запуск своей сети в нескольких сотнях домов, но пока остается неясным, как программное обеспечение, предоставляемое Microsoft, будет работать, когда к ней начнут подключаться тысячи абонентов. Руководители AT&T и Microsoft говорят, что тестовые испытания были успешны. “Программное обеспечение работает сегодня, и мы уверены, что оно будет работать и в больших масштабах”, – заявил представитель AT&T. (WSJ, 21.11.2005, Михаил Оверченко)