Хотят, но не могут


Председатель совета директоров компании ABBYY Software House Давид Ян основал свою компанию в 1989 г., будучи студентом 4 курса Московского физико-технического института. “Тогда, в 1989 г., на заре формирования компьютерного рынка России, можно было выбрать одну из тех немногих ниш, которые потом оказывались востребованными в большом масштабе, – говорит Ян. – Если бы сегодня мне был, как тогда, 21 год и $100 стартового капитала, я бы, честно сказать, растерялся”.

Судя по всему, нынешние молодые люди испытывают примерно это же чувство: средний возраст российских предпринимателей неуклонно смещается от 35–40 к 45–54 годам, при этом количество предпринимателей в возрасте 25–34 лет сокращается. Такой вывод сделали авторы исследования среди предпринимателей, проводившегося с 2002 по 2004 г. по инициативе Фонда поддержки малого предпринимательства “Фора”. Между тем, как выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) во время проведенного в июне этого года социологического исследования, больше всего о собственном деле мечтают именно те, кому еще не исполнилось 34 лет. Парадокс объясняется тем, что сегодняшним молодым людям начать свой бизнес гораздо труднее, чем 15 лет назад, считает Александр Чепуренко, доктор экономических наук, директор Российского независимого института социальных и национальных проблем. И не только потому, что возросла цена входного билета на любой рынок, от банального вещевого до интеллектуального IT. “Если раньше все были в равном положении, т. е. ничего не знали о том, что такое быть предпринимателем, то сегодня молодежи приходится конкурировать со своими же предшественниками”, – отмечает он.

Идейная борьба

Людмила Агальцова, совладелец и замгендиректора ИТ-компании “Агальцов и компания”, первый опыт предпринимательства получила в 14 лет, сдавая в зоомагазин потомство своих хомячков и рыбок. Идея собственного бизнеса возникла, когда Алексею Агальцову было 22 года, а Людмиле – 18. Вначале молодая семья вела многочисленные тетради – в них заносились наброски логотипов, расчеты и штатное расписание гипотетических сотрудников. Однако перейти от слов к делу оказалось не так просто. И пару лет пришлось поработать наемным менеджером. “Когда три года назад во время увольнения из компании мне кинули в спину: “Если такой умный, почему ты работаешь на дядю? – я спросил себя: а ведь и правда, почему? С этого момента мы всерьез задумались над созданием собственной компании”, – рассказал Алексей. Сегодня “Агальцов и компания” занимается поставками компьютерных комплексов, созданием и поддержкой интернет-представительств и торговлей через интернет-магазины.

“На момент открытия фирмы у нас было $500, домашний компьютер, который стал учредительным капиталом, масса идей, энергии и больше ничего, – рассказывает Агальцова. – Когда мы открывали свое дело, друзья и родственники не верили, что из этой идеи выйдет толк. Нам приходилось очень много работать, но все советовали найти постоянную работу, получать приличную зарплату и жить спокойно, “как все люди”.

И опасения родственников вполне можно понять. “Сегодня тех возможностей для начала бизнеса, которые были в 90-х гг., нет, – делает вывод Александр Чепуренко, – и связано это с объективным развитием рынка: более интенсивной становится конкуренция, значительно возрос входной размер капитала. Если в начале 90-х энергичные молодые люди могли открыть в Москве туристическую компанию, обладая $5000–7000, то сегодня, чтобы выйти на этот рынок даже в каком-нибудь провинциальном центре, нужна сумма в 15–20 раз больше”.

Естественный отбор

При всех трудностях у молодых предпринимателей есть свои конкурентные преимущества, которых никто не отменял. “Начинающие коммерсанты, – говорит Ирина Савченко, доцент кафедры экономики предприятия и основ предпринимательства экономического факультета МГУ им. Ломоносова, преподаватель британского Института менеджмента, – чаще всего обращают внимание на сферы, где важны специальные знания и креативность. Обычно или выбирается какая-то ниша, неинтересная для крупного бизнеса, или на основе собственных разработок создается совершенно новый уникальный и инновационный продукт”. Успех, полагает она, скорее придет к тем молодым, кто начинает свое дело в области высоких технологий, в рекламе, PR и медиа-проектах. “Это те сферы, где принципиально наличие свежей идеи, а основной капитал – собственные мозги”, – отмечает Савченко. В отличие от состоявшихся бизнесменов они вкладываются не в те проекты, где возможны большие прибыли, а в те, с которыми они знакомы не понаслышке. “Сами являясь своей целевой аудиторией, они знают, какими качествами должен обладать продукт”, – говорит она.

Два года назад 25-летние Сергей Родин, Александр Усыскин и Дмитрий Довжик создали фирму MaryJane и начали делать футболки, дизайн которых был отдан на откуп посетителям их сайта. Проект почти сразу стал известным, несмотря на то что широкой рекламной кампании почти не было. Основные трудности создавала неопытность: нужно было самим учиться покупать трикотаж и бороться с работницами подмосковных фабрик, которые норовили пришить мужские рукава к женской футболке. Компаньоны признают, что, несмотря на оригинальную идею и последовавший почти сразу успех, им довольно трудно без знаний и опыта. О недостатке этих двух компонентов, а также дефиците информации о том, как можно начать бизнес, как о препятствии для начала собственного дела, судя по исследованию “Форы”, говорит примерно каждый десятый предприниматель.

У молодых бизнесменов просто нет четкого представления о том, что предпринимательство – это “всерьез и надолго”, считает Александр Чепуренко. “Когда ты молод, решения принимают импульсивно, – говорит он. – Как следствие, большинство фирм либо закрываются, либо перепрофилируются”. Чтобы создать успешный бизнес и набраться необходимого опыта, молодому предпринимателю приходится делать несколько попыток. Например, Денис Гурский, владелец компании Fly Cards, которая выпускает рекламные открытки, свой первый бизнес-проект запустил еще в 19 лет, будучи студентом Московского автомеханического института. Успешной оказалась лишь третья попытка. Сегодня компания 27-летнего предпринимателя – лидер сегмента с оборотом более $1,5 млн.

Еще один способ создать успешную компанию – найти опытного партнера. Существование компании Vassa стало возможным благодаря именно такому альянсу. Молодой дизайнер Елена Васса и опытный бизнесмен Владислав Грановский основали компанию по производству и продаже модной женской одежды, оборот которой, по оценкам экспертов, составляет $10 млн.